Национализм по-венгерски

На модерации Отложенный

В Венгрии приняты поправки в конституцию страны, которые еще до их утверждения успели осудить и национальный Конституционный суд, и оппозиция, и Евросоюз, и даже США.

Тем не менее, находящиеся у власти в стране "правые" полагают, что надо пользоваться тем, что у них абсолютное большинство в парламенте, и раз и навсегда закрепить свои программные положения в основном законе стране. А заодно и создать условия для того, чтобы демократическими методами отстранить их от власти стало максимально сложно.

Следует отметить, что нынешние венгерские власти сразу после своей победы на выборах взялись за перекройку национального законодательства, во-первых, в рамках своей программы, а во-вторых, с целью удержания на максимально долгий срок полученных с таким трудом кресел. Тем более что поддержка их со стороны населения, по данным социологов, с рекордно высокой достаточно быстро упала до средней.

Венгерское общество фактически раскололось пополам после победы на выборах правой партии "Фидес" (Венгерский гражданский союз), чей лидер Виктор Орбан, до того как занять пост премьер-министра, разъезжал на машине, заднее стекло которой было украшено картой "Великой Венгрии", включающей в свой состав значительной части территории Словакии, Румынии и ряда других стран.

Но боролась против Орбана не только венгерская оппозиция, но и национальный Конституционный суд, последовательно признававший несоответствующими основному закону многие его нововведения.

Внутриполитические венгерские скандалы с завидной регулярностью становились частью общеевропейской политики, где "правые" и евроскептики многих стран, в частности Польши и Литвы, смотрели на правление Орбана как на пример успешной "нормализации" общества, защищающегося от "тлетворного влияния" Брюсселя.

Одним из самых громких скандалов стало ограничение свободы слова на уровне закона о СМИ, принятое парламентом, где две трети голосов принадлежат венгерским "правым". Под давлением Евросоюза закон тогда был скорректирован.

Другая история была связана с "патриотической" или, по словам оппонентов Орбана, националистической программой, направленной на расширение прав "этнических венгров". Для начала Венгрия упростила до предела получение гражданства страны "соотечественниками", которые остались за границей после окончания Второй мировой войны. То есть, на бывших венгерских территориях в Румынии, Словакии на Украине и в других сопредельных странах, включая даже Россию.

Ну а после того, как началось массовое присвоение венгерского гражданства "соотечественникам", партия "Фидес" инициировала обязательную регистрацию избирателей перед выборами. Якобы для того, чтобы обеспечить права заграничных венгров. По мнению же оппозиции, в первую очередь для того, чтобы отсечь нелояльных избирателей либерального толка.

Борьба вокруг этого законопроекта продолжалась достаточно долго, но в итоге Конституционный суд уже в начале 2013 года признал данную норму противоречащей основному закону страны.

Однако к тому времени это решение уже не играло большой роли, поскольку правящие в Венгрии "правые" подготовились к изменению самой конституции, причем таким образом, чтобы одним из результатов стала фактическая ликвидация того самого Конституционного суда, вставлявшего им постоянно палки в колеса.

Венгерский КС поправки в конституцию также попытался заблокировать, однако правящая партия его потуги фактически проигнорировала, демонстративно "добивая" и без того ослабленную за время правления Виктора Орбана судебную ветвь власти.

Теперь, в соответствии с принятыми более чем двумя третями голосов в национальном парламенте изменениями, Конституционный суд фактически лишается права самостоятельно рассматривать законопроекты "по существу". Его компетенция сводится скорее к рассмотрению процедурных вопросов соответствия "действующему законодательству", которое, включая Конституцию, правящая партия сможет легко переписать, потому что для принятия поправок в основной закон или преодоления запрета со стороны КС, будет достаточно двух третей депутатских голосов в парламенте.

Вернулась и "цензурная" норма, направленная против СМИ, большая часть которых в Венгрии негативно настроена в отношении "Фидес" и Виктора Орбана. Теперь, в соответствии с венгерской конституцией, свобода слова и самовыражения может быть ограничена из соображений защиты человеческого достоинства.

Введено и столь хорошо знакомое для России понятие "общественных групп", которые не должны подвергаться дискриминации словом, что в будущем позволит, как говорят противники Орбана, судить просто за критику деятельности "Фидес".

В то же время, например, новая конституция в целом повторяет положения принятого ранее "Гражданского кодекса", и содержит весьма жесткие формулировки относительно того, что понимается в Венгрии теперь под семьей, то есть делает практически невозможным распространение на эту страну практики заключения официальных однополых браков.

Это лишь те изменения в конституцию, которые повторяют ранее лоббировавшиеся венгерскими "правыми" законы, остановленные или скорректированные благодаря сопротивлению Конституционного суда и давлению со стороны Евросоюза.

Принята и масса других поправок, которые существенно снижают независимость венгерской судебной системы от исполнительной власти, повышают роль правительства и правящей партии и создают возможность для дальнейшего "исправления" конституции.

Так что главные изменения стоит ждать в течение ближайшего года – накануне новых парламентских выборов, к победе на которых "Фидес" и Виктор Орбан, собственно, себя и готовят.

Правда, если Евросоюз не изыщет каких-то новых методов воздействия на "отбившийся от рук" венгерский правящий класс, поскольку в Брюсселе уже прямо говорят, что если поправки в конституцию, не согласованные с партнерами по ЕС, вступят в силу, то давление на Венгрию может оказаться весьма жестким, вплоть до отдельных форм экономического воздействия.