Сколько в Беларуси милиционеров?

На модерации Отложенный

4 марта белорусские стражи порядка отмечают 96-летие со дня образования милиции. Накануне этого праздника интернет-газета Naviny.by озадачилась арифметическим вопросом: так сколько же необходимо открыток, чтобы персонально поздравить каждого действующего сотрудника органов внутренних дел? Проще говоря, сколько в Беларуси всего милиционеров? А тут и случай представился узнать численность личного состава МВД, что называется, из первых уст...

14 февраля газета «Советская Белоруссия» проводила прямую линию с министром внутренних дел Игорем Шуневичем. Автор этих строк по электронной почте отправил несколько вопросов, ответы на которые никак не могли затруднить главу ведомства. Вот они:

- Игорь Анатольевич, раскройте тайну МВД: сколько же у Вас подчиненных, аттестованных и отдельно вольнонаемных?
- Сколько сотрудников МВД останется в штате после реформы?

Прекрасно понимая, что в милицейской системе служат и попадаются, мягко говоря, антизаконные элементы, то в целях экономии поздравительных открыток был задан и такой вопрос:

- Сколько уголовных дел было возбуждено в отношении ваших подчиненных в 2012 году? Какова динамика этого показателя? Назовите основные составы преступлений, за которые чаще всего белорусские милиционеры привлекаются к уголовной ответственности?

Из «СБ» очень быстро пришло письмецо такого содержания: «Для получения официального ответа, Вы должны указать свой почтовый адрес, фамилию, имя, отчество. Срочно пришлите данные». Ну, на официальный ответ я и не нарывался, однако скрывать вроде нечего, отправил им свой почтовый адрес и стал ждать. Как оказалось - зря.

Вопросы-то простенькие, ответы на них у министра всегда под рукой, соответствующую информацию в виде сводки кадровики ему как минимум раз в месяц предоставляют. Однако главное управление кадров МВД наотрез отказалось делиться этой информацией с автором вопросов. Именно из этой милицейской структуры в электронном и бумажном виде временно исполняющий обязанности по должности начальника О.М. Кручинский мне сообщил следующее:

«Министерством внутренних дел Республики Беларусь рассмотрено Ваше обращение. Сообщаем, что интересующие Вас сведения о численности подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь, а также о возбуждении в отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД Республики Беларусь уголовных дел, являются ограниченными к распространению и не могут быть предоставлены физическому лицу».

Первое что привлекло внимание - вопреки чиновничьим традициям в куцем официальном ответе отсутствуют ссылки на белорусское законодательство и даже внутриведомственные акты либо положения. А значит, с большой долей уверенности можно сделать вывод, что никаких ограничений на сей счет не существует, а высосаны они из милицейской дубинки.

Второе: Кручинский, обозвавший автора вопросов «физическим лицом», забывает, что это «лицо» является гражданином Республики Беларусь, которому Конституцией (ст. 34) «гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов...».

Очевидно, что тыкать белорусского чиновника в погонах лицом в Конституцию, все равно что в Минском море акул ловить. Основной закон государства давно для него стал чем-то вроде комикса, который листать необязательно и неинтересно - картинок нет. А вот проигнорировать указ да приказ, так это смерти подобно - не посадят, так уволят...

Неофициальные подсчеты фуражек и дубинок

В интернете изредка мелькают разные и довольно противоречивые данные о численности белорусской милиции. Примечательно, что МВД никогда их не опровергало. Naviny.by обобщили всю имеющуюся неофициальную информацию и попытались вывести некую среднюю величину. Начали мы издалека...

По воспоминаниям генерал-лейтенанта милиции Мечислава Гриба, в советское время в белорусских органах внутренних дел насчитывалось 40-45 тысяч человек. Сколько сейчас насчитывается, он не знает, но по его оценкам, раза в два-три больше.

Помнится, Юрий Сиваков (возглавлял МВД с 8 февраля 1999-го по 21 апреля 2000-го) рассказывал, что у него было свыше 100 тысяч подчиненных плюс 12 тысяч военнослужащих внутренних войск.

Владимир Наумов (министр внутренних дел с 24 сентября 2001-го по 6 апреля 2009-го) в 2007 году в интервью интернет-журналу «Новая политика» сообщил о 77 тысячах сотрудников, из которых 11 тысяч военнослужащие внутренних войск, да плюс к этому 12 тысяч рабочих и служащих объединения охраны.

Итого: 89 тысяч человек. К месту заметить, что при Наумове активно велась структурная перестройка МВД с точечными сокращениями на 10%, которые в первую очередь коснулись криминального блока.

В настоящее время независимые эксперты в оценках численности личного состава МВД ссылаются на данные ООН, согласно которым в Беларуси на 100 тысяч человек приходится 1442 милиционера. При населении в 9,5 миллиона душ получается, что из них - 136 990 милицейские.

Однако есть еще и совместное исследование Европейского университета в Санкт-Петербурге и российской газеты «Ведомости», в результате которого получилось, что в Беларуси в 2010 году на 100 тысяч жителей приходилось 1044 милиционера. (Даже с этим показателем РБ занимает первое место среди постсоветских государств. На втором месте - Россия: 975 полицейских на 100 тысяч населения). При таком раскладе в итоге получается чуть более 99 тысяч стражей порядка.

В общем, запутаться можно в этой тайне МВД. Тем более что жизнь на месте не стоит. С созданием в Беларуси Следственного комитета милицейские следственные органы были упразднены, а служили в них порядка 5 тысяч следователей. Следовательно, на это количество с 1 января 2012 года и сокращение произошло. Но и резервы еще имеются.

15 ноября 2012 года Александр Лукашенко на совещании по вопросу реформирования МВД поручил более тщательно пересмотреть численность личного состава. «Текущий некомплект органов внутренних дел находится в пределах 6 тысяч, - сказал он, - но на обстановку негативно не повлиял. То есть динамика нормальная, значит, надо посмотреть и на эти штаты...».

И что же мы имеем в итоге? Если взять за основу (не опровергнутые МВД) данные ООН - 137 тысяч милиционеров, то сегодня в «живых» должно насчитываться примерно 125 тысяч сотрудников органов внутренних дел (что, к слову, соответствует оценкам генерал-лейтенанта милиции Мечислава Гриба). И, судя по всему, запущенный Лукашенко механизм сокращения свою работу продолжит.

Через месяц будет официально ликвидировано Управление внутренних дел на транспорте. Похоже, власть намерена подсократить и милицейских медиков. «Прорабатывается вопрос» о выведении из структуры МВД государственного экспертно-криминалистического центра. Ранее глава государства предложил «оценить войсковую составляющую» МВД и прочее. То бишь, планов громадье, а вот сколько поздравительных открыток ко Дню милиции требуется, так то - ведомственная тайна.

Ну как тут не вспомнить изречение госсекретаря Совета безопасности Леонида Мальцева, который, выступая на республиканском семинаре для пресс-служб госорганов и региональных представителей, заявил: «У нас нет государственной политики сокрытия, прятанья и так далее. Так чего же мы не работаем? Нам нечего стыдиться, нечего прятаться. Неважно, что там плохое произошло. Надо поднимать за ушко и на солнышко тех, кто виновен». При этом трехзвездный генерал не забыл упомянуть свое знаменитое: «Вот и все дела!». Наверное, в МВД они неважные. Хорошие ведь не принято скрывать.

Общество оставляет за собой право пойти другим путем, чтобы на законных основаниях выбить из ведомства показания по всем выше заданным вопросам. Уход от ответов в данном случае для нас означает, что МВД Беларуси не только самая нестабильная структура власти, но даже в мелочах самая скрытая от рядового налогоплательщика.

Кстати

Удивительное дело, любое «физическое лицо», даже белорусского происхождения, в открытом доступе может получить информацию о положении дел в МВД Российской Федерации. Союзник не скрывает от своих и даже чужих граждан количество полицейских, их уголовные грехи и прочую информацию. Например, с 1 января 2006 года согласно указу президента РФ предельная штатная численность органов внутренних дел (без персонала по охране и обслуживанию зданий) составляла 821 268 человек, в том числе 661 275 сотрудников органов внутренних дел и 159 993 федеральных государственных гражданских служащих и работников.

На март 2011 года штатная численность органов внутренних дел РФ составляла около 1 280 000 человек. К 1 января 2012 года она сократилась до 1 106 472 человек. С оборотнями в погонах в России ведется бескомпромиссная борьба. Понятно, Россия большая, богатая и оборотней много, но информация такого рода регулярно обновляется на сайтах управлений МВД РФ. Вот и все дела!