Причины и последствия развала СССР

Номенклатура всегда и везде стремится стать олигархией. В свою очередь, причины народного недовольства были легко устранимы без коренной ломки общества и государства, стоило лишь кремлевским старцам чуть-чуть задуматься и принять адекватные меры. И опять главная проблема была не в нехватке того или сего, а не хватало у нас тогда как раз всего, тотальный дефицит - от мяса и обуви до стиральных машин и презервативов, не говоря уж о тампаксах или пределе мечтаний каждого советского человека - автомобилей "Жигули" первой модели.

Главная проблема была в области духовной. Народ не мог долго жить в условиях, когда мы говорили одно, думали другое, а делали третье. Он не мог жить в условиях всепроникающего блата, без которого невозможно было ни обеспечить минимально сносные условия существования для себя и своей семьи, ни продвинуться по работе, ни получить место в санаториях ли домах отдыха во время отпуска.

Вера в идеалы, провозглашаемые партией, исчезла уже к началу семидесятых. Думаю, в них перестали верить, в первую очередь, те, кто их провозглашал. Началось это всё с Хрущева, с его попыток скрестить ежа и ужа: ежа партийного аскетизма и ужа материальной заинтересованности, то самой, которая, помните, "порождает эгоизм, основу ревизионизма", как мудро возвещал тогда Председатель Мао.

Можно говорить о том, что гонка вооружений надорвала нашу экономику, о том, что сельское хозяйство страны так и не оправилось после уничтожения самых активных хозяев, владевших технологиями, которые были отработаны веками.

Можно говорить, что потребности промышленности высосали из села в пятидесятые-шестидесятые годы последний остаток квалифицированной рабочей силы. Всё это верно. Но главное, мне кажется, был сломлен дух народа. Идеология перестала быть аккумулятором энергии масс, наоборот, идеологическая шизофрения вела к апатии, безразличию, потере энергии.

Далее были запущены широкомасштабные проекты детального изучения экономического потенциала страны, но не с целью его рационального использования, а наоборот, с целью наиболее эффективного уничтожения. Само уничтожение было осуществлено элегантно и бескровно: гайдаровские "реформы", запущенные с подачи заокеанских советников, начисто лишили предприятия оборотных средств, а гиперинфляция, когда ставка рефинансирования поднималась до 200 процентов, не давала предприятиям возможности пополнять оборотные средства за счет кредита. Все основы для приватизации ведущих производств за бесценок с их последующим разрушением были заложены.

Добавьте к этому непропорционально резкий рост тарифов на перевозки, отсутствие собственных незамерзающих портов (все основные экспортные порты СССР остались на Украине и в Прибалтике), разрыв хозяйственных связей и возникновение дополнительных барьеров, таможенных и организационных, на пути деталей, поставляемых для комплектации, резкое уменьшение, а потом и полное исчезновение оборонного заказа - станет понятно, что промышленность новой России была обречена. Так и было задумано.