Правительство докатилось до кризиса

На модерации Отложенный

Оценка работы правительства Дмитрия Медведева в феврале упала до минимальных показателей – сейчас она ниже, чем в разгар экономического кризиса 2008 года. При этом работу лично премьер-министра россияне оценивают выше, чем деятельность его кабинета. Чем ближе политик к президенту Владимиру Путину, тем автоматически выше и оценка его деятельности среди населения, признают социологи.

Безоговорочно деятельность правительства Дмитрия Медведева поддерживают сегодня только 5% граждан России, «скорее поддерживают» — 36%. Таким образом, в целом работу нынешнего кабинета министров одобряют 41% россиян. Большинство же (49%) отрицательно относятся к работе Белого дома, из них 15% безусловно недовольны деятельностью правительства и еще 34% высказывают относительное недовольство. Таковы данные последнего опроса Левада-центра, который был проведен 15—18 февраля и охватил 1600 респондентов.

По сравнению с декабрем прошлого года, когда гражданам России задавали аналогичные вопросы, показатели правительства упали на два процентных пункта, и, хотя это укладывается в статистическую погрешность в 3,4%, тенденция к снижению рейтингов кабинета министров налицо. Спад популярности кабинета министров наблюдается с того момента, когда Владимир Путин оставил Белый дом и вернулся обратно в Кремль в мае прошлого года. В апреле 2012 года, когда Путин был еще кандидатом в президенты и возглавлял правительство, работа Белого дома заслуживала положительной оценки у 49% опрошенных, два месяца спустя, когда он уже сдал пост, доля оптимистов упала на три пункта, а к февралю этого года опустилась до 41%.

Худшие, чем в феврале 2013 года, показатели наблюдались в последний раз в 2005 году, когда премьером был Михаил Фрадков (отрицательно к работе правительства тогда относились 57% опрошенных, положительно — 22%), что объяснялось протестом против проводимой тогда монетизации льгот.

В феврале 2009 года, в разгар кризиса, 54% населения положительно оценивали работу правительства, а 43% – отрицательно. На тот момент Путин уже почти год как был премьер-министром, но оценки кабинета министров стабильно росли и при предыдущем премьере Викторе Зубкове (сентябрь 2007 — май 2008 года). «Начиная с конца 2006 года произошло повышение цен на нефть, появились дополнительные деньги, и они стали направляться на решение социальных проблем, население отреагировало положительно», — отмечает Гражданкин.

«В 2012 году, как только главой правительства стал Дмитрий Медведев, показатели стали снижаться, правительство стало восприниматься не как ближайшее окружение Владимира Путина, а как более удаленный от него институт. Оценки ухудшались вне зависимости от того, какую политику реально проводило правительство во второй половине 2012 года», — говорит Гражданкин.



Эту версию подтверждает оценка деятельности Дмитрия Медведева. По данным Левада-центра, большинство россиян (56%) в феврале 2013 года одобрили работу лично Дмитрия Медведева и 43% его, наоборот, раскритиковали. Показатели премьера последние полгода колебались на том же уровне, но в мае прошлого года, когда он только сдал президентский пост Путину, оценки его работы были в среднем на восемь пунктов больше.

Впрочем, показатели президента Владимира Путина с мая прошлого года также демонстрируют тенденцию к снижению (на три пункта), хотя они и остаются достаточно высокими. Так, в феврале его деятельность одобрили 65% и соответственно 34% не одобрили.

«Последние 13 лет в сознании россиян воспроизводилась следующая идея: за положение дел в стране отвечают люди, находящиеся у самой вершины власти, все же остальные, те, кто за пределами ближайшего окружения, являются исполнителями, причем чаще нерадивыми. Эта логика подтверждалась еще и регулярными публичными выговорами президента или премьера в адрес исполнителей.

Точнее судить о работе правительства позволяет опрос, в котором говорится о конкретных претензиях населения к проводимой Белым домом политике. Согласно данным исследовательского центра на конец минувшего года, большинство россиян (42%) недовольны падением реальных доходов: рост заработных плат не поспевает за уровнем инфляции. Почти треть россиян (32%) считают, что правительство не заботится о социальной защите населения, столько же — недовольны безработицей. 24% полагают, что правительство коррумпировано, а 17% — что у кабинета министров нет программы экономического развития.

В 2011 году недовольных было еще больше, и тогда россиян беспокоили больше прочего рост цен (52%), безработица (36%), отсутствие социальной защиты (33%), коррупция в органах власти (24%) и отсутствие у правительства программы экономического развития (17%). Но снижение недовольства в 2012 году опять же не связано непосредственно с работой правительства — тот год прошел под знаком предвыборной кампании в Государственную думу, и на протяжении всего этого периода социологи фиксировали значительный рост раздражения и разочарования, который в конечном итоге выплеснулся в массовые акции протеста. «Тогда недовольство во многом искусственно нагнеталось», — говорит социолог. Начиная же с января 2012 года Владимир Путин начал работу на снижение этого недовольства, к примеру, публикуя популистские программные статьи и раздавая предвыборные обещания. «Но и показатели 2011 года, и незначительное их улучшение в 2012 году отражают тот факт, что население устало ждать перемен к лучшему», — заключает Гражданкин.