Что нужно для возрождения казачества?
На модерации
Отложенный
В наше время писать на тему перспектив и возможностей реального возрождения казачества – едва ли не то же самое, что рассказывать сказку про молочные реки и кисельные берега, об острове Буяне, где ходит бык печёный, в боку нож точёный, летают жареные куры, а на деревьях растут сайки и калачи… Серьёзно ли всё это вообще? А ведь прошло меньше ста лет с тех пор, как революцией была разорвана присяга, скреплявшая поголовное воинское служение казаков России – государю и Отечеству, Дому Пресвятой Богородицы; и всего шестьдесят семь минуло со дня Победы – последнего большого подвига, свершённого казачьими кавдивизиями плечом к плечу с другими народами страны… А после того, уже совсем недавно – в конце 80-х годов, -на ровном, можно сказать, месте возникло казачье движение: появились военно-исторические клубы, в которых не только носили историческую форму, но и по-настоящему считали себя преемниками поручиков и есаулов и даже приносили присягу по-имперски или Всевеликому войску Донскому 1918 года. Это в советское-то время! Начали собираться энтузиасты; спорили и соглашались, призывали и приносили прадедовские реликвии – неизвестно как сохранившиеся шашки, георгиевские кресты, фотографии в лампасах, в папахах набекрень… И проснулось от летаргии, которую уже трудно было отличить от смертного сна, казачество. «Спросонья» отстрелялось в Приднестровье от молдавской агрессии, в Абхазии – от грузинской; сказало своё боевое слово на Балканах и в горах Чечни… Проснулось – но встало ли на ноги?
Сто лет назад казачество, служившее государю и России, общинно владело обширными землями, которые исторически были добыты кровью и потом самих казаков. Каждый из них (только мужчина!) имел неотъемлемое право на выделяемый войском – Донским, Кубанским, Терским, Амурским, Уральским, Забайкальским… их было 11 – земельный пай. Продать его казак не мог, но в остальном был абсолютно свободен. Или обрабатывал сам, или сдавал в аренду. Казак был экономически самостоятелен; больше того – его экономической самостоятельности хватало на то, чтобы на свои собственные средства снарядиться на военную службу: строевого коня, обмундировку, шашку, кинжал, пику он справлял сам -только винтовку выдавало государство. Земельный пай входил в территорию станицы. Это была и его «малая родина», и его самоидентификация: казаком имел право считаться только тот, кто входил в «станичное общество»; при встрече, знакомясь, казаки первым делом спрашивали друг друга: «какой станицы?» Вот в чём была твёрдая во всех смыслах основа казачества. При Советской власти – даже когда она почувствовала нужду в казаках и позволила им сызнова носить лампасы, для того чтоб было из кого формировать кавдивизии, – эта «основа» стала условной. Родные станицы оставались родными, но в полной мере своими они уже не были… Не стали и теперь.
Нынешнее казачество территориально, пожалуй, распространилось даже больше прежнего: есть теперь казаки в Москве, есть и в Мурманске, где раньше не жили они никогда. Чуть ли не в каждом городе есть казачья организация – землячество, общественная или «реестровая», исполняющая службу государству. Правда, не вполне понятно, какую – правовая и иные стороны службы «реестрового казачества» прописаны очень слабо, наспех, и далеко не во всём она оправдывает себя. И всё же казаки идут в «реестр». Скрипят зубами, но идут. Беда в том, что очень часто им там просто нечего делать, кроме как носить казачью форму нового образца, заботливо разрабатываемую нашими отечественными модельерами…
Чтобы войти в станичное общество, нужно было получить на это его согласие. Что было непросто. Как видите, «назначить» казаком никого не мог ни войсковой атаман, ни царь-государь, ни даже Господь Бог. Это было делом выбора личности – с одной стороны, и народа – с другой. Более того: эта личность, вступив в ряды народа, не оставалась бесконтрольной. Станичное общество, в котором должен был существовать, из которого уходил на военные службы и куда возвращался казак, неустанно следило за тем, чтобы он жил по-божьи и по-казачьи. И если что – шаровары сымай и при всей почтеннейшей публике на станичной площади нагаек получай! Да ещё после того благодари за то, что «поучили». Такие «поучения» осуществлялись силами назначенной станичной полиции («приказными» казаками) по предложению атамана либо совета стариков и с согласия всего станичного круга. В казаки вступить мог далеко не каждый, и никто не мог ему этого гарантировать. Тем и ценно было звание казачье. Правда, казаком можно было родиться. Но этого было недостаточно, о чём напоминала старая жестоко-откровенная донская и кубанская поговорка: «Это не ты казак! Дед твой – тот был казак; отец – сын казачий, а сам ты – хвост собачий!»
Увы, таких «хвостов» в нынешнем казачестве много. И не без основания иные называют теперь красующихся на экранах и разворотах газет серебряными погонами и «витринами» орденов и медалей «деятелей» и «представителей» казачества клоунами. (Неправы только те, кто по ним судит обо всех и кто забывает о том, что и в других областях нашей жизни не всё «слава Богу». Соломинку в чужом глазу показать всем – милое дело! Но помните, что «мы все – участники регаты», как поётся в популярной песенке, и не спешите на зеркало пенять, имея свой собственный дефект внешности.) Теперь казаком может объявить себя каждый – создать общественную организацию, зарегистрироваться, заказать себе удостоверение в солидной корочке… Статус казака, такой ясный и твёрдый в прежние времена, стал неясным, начал двоиться и троиться. И в реестровые организации с их, казалось бы, государственно-заданной уставной основой можно как «прийти», так и «уйти» – не сказав ни здрасьте, ни до свидания. Наряду с потомками «природных» казаков (именно так до революции назывались потомки казачьих родов) в «казачье возрождение» конца XX – начала XXI века бросились многие «со стороны», и не все из этих многих бескорыстно. Никаких реальных механизмов контроля, дозволенных законом, в этом процессе до сих пор нет. Осуществлять этот контроль «домашними средствами» означает самосуд. Отличить настоящих казаков от «клоунов» – это проблема.
А нужны ли сейчас России – и для чего нужны – казаки? Сто лет назад имперское правительство России уже ставило вопрос о целесообразности казачьих войск в эпоху броненосцев, аэропланов и танков. Первая мировая война подтвердила эту целесообразность – испытанные казачьи храбрость и сметка, верность казачьих коней и острота шашек выдержали конкуренцию с новыми средствами вооружения. Выдержали с честью – хотя и не без потерь. Вторая мировая показала, что и на ней казаки как отдельная сила оказались нелишними: советская казачья кавалерия не оказалась беспомощной перед бронированной военной машиной врага, а в составе конно-механизированных соединений показала настоящую «боевую работу» по высшему классу того времени! Но теперь оружие нового поколения стало ещё сложнее и эффективнее и уже редко требует «помощи» живого бойца. Разве ему можно обучить в казачьих станицах, как раньше с детства учили джигитовке – боевой акробатике верхом и рубке двумя шашками? Кто разрешит такое? Да и сами по себе сегодняшние казаки насколько превосходят в боевой выучке остальной народ? Прежде они были профессионалами войны – кто они теперь? В чём ценность казачества XXI столетия для России? Есть ведь и без них у нас спецназ, ВДВ и морская пехота…
ВДВ и морская пехота, слава Богу, пока что есть.
Но солдат – это солдат, пока он в строю, на довольствии и под командованием. И мало кто, сняв форму, продолжает в душе и в жизни быть солдатом, поступать по-воински. Даже офицеры в наше время, получив военное образование, зачастую сразу спешат покинуть ряды Вооружённых сил и найти более тёплую, высокооплачиваемую работу. А кто же будет, как раньше говорили, Родину-то любить? Кто станет её защищать в любых условиях, без приказа, без довольствия, без выгоды?
Казак был воином «пожизненно», а может быть, и дольше. Казачество во все века своего существования было сильно тем, что являлось жизненной школой борьбы. Оно готовило людей смелых, инициативных, способных к самоорганизации и самообучению в любых условиях. Каждый казак должен был суметь «развернуть» вокруг себя казачество хоть на пустом месте. «Гол как сокол – востёр как бритва!» Учреждая указами новые казачьи войска на присоединённых к Российской империи землях, правительство посылало туда по горстке казаков – остальных «привёрстывали» на месте из туземцев, желающих крестьян, ремесленников, людей разного звания… В следующем же поколении из этого разношёрстного контингента без всякой помощи извне казаки организовывали настоящее войско, не уступающее по боевым и хозяйственным навыкам «природному» казачеству; войско на самообеспечении – не требующее дотаций. Мужья уходили на службу – их жёны и дети продолжали работать на земле. Ловили рыбу на Амуре и в Урал-реке; выращивали коней в Саль-ских степях и виноград в Кизляре… Долго и кропотливо, в боях и лишениях складывался «генотип» казака, золотой стандарт казачьей «задач-ливости» во всяком деле («Мы донцы природные – Мы на всё пригодные!» – как пелось на Дону), гибкой переимчивости и железного упорства, умения действовать автономно – и теснейшей сплочённости, верности друзьям-односумам. В этой традиции много ещё нераскрытых секретов, неизвестных зачастую самим казакам, кладов, спрятанных в глубине «на чёрный день»… Вот какой цели могут и должны послужить казаки теперь – в условиях расползания народа и угасания национального сознания. А обучить бойца недолго – для этого достаточно нескольких месяцев.
(Отдельно хочу сказать для казачьих националистов – и о казачьем национализме. Его идеи красивы, но исторически непродуктивны и, более того, несправедливы. Даже признание казаков особым народом не должно означать разрыва казачества с Россией: по Божьему промыслу, народы должны не расходиться, а слагаться во единого Адама, искать общей судьбы и дела. Такая общая судьба у казаков и русских налицо… Идея особого «Казачьего присуда» – изначальной, Богом данной казакам прародины – включает сама по себе только территории донских, кубанских, терских да ещё уральских казаков: забайкальцев, амурцев, семиреченцев и других, образовавшихся позже и под знаменем империи, она оставляет «сиротами». Независимая «Вольная Казакия», мыслимая казачьими националистами как «исторический перекрёсток народов», явно недодумана и недообеспечена собственным смыслом: что хорошего в том, чтоб быть перекрёстком, по которому каждый пройдёт-проедет, намусорит, да и был таков? Напоминаю, что по-настоящему плотными ряды казаков-националистов стали только после 1917 года при деятельной «помощи» иностранных держав – до того практически никто в казачестве всерьёз этих замыслов не принимал. А, стало быть, дело было только в том, что Россия в то время ослабла. Тут как в старинной песне: «Вы подумайте, братцы, вы подумайте…» Хочу обратить внимание и на то, что даже после распада империи – а после и СССР – настоящее казачество осталось только у России и с Россией, что неслучайно. Казаки-не-красовцы забыли старые обиды и вернулись из вековой эмиграции; кубанцы не поддались на призывы уйти в «нэзалэжну неньку Украину», а нынешнее казачество на ней – образование в значительной мере искусственное; оторванные от общего единства на территориях Казахстана, Туркменистана и Киргизии уральцы, семиречен-цы, часть сибирцев думают только о возврате и воссоздании единой и неделимой… «Силовые линии» истории, живая геополитическая задача тут очевидны. Не надо её игнорировать, становясь в независимую «позу». Тем самым вы, по существу, предадите своих же братьев.)
Итак, что же нужно и чего не хватает ныне для подлинного возрождения казачества? Не довольствуясь собственными познаниями в этой теме, я задал вопрос троим казакам – поэту, учёному-историку и действующему реестровому атаману. Вот их мнения.
Сибирский казак Фёдор Николаевич Черепанов – член Союза писателей России, поэт, защищал Россию от молдавской агрессии в Приднестровье в 1992 году как командир казачьей миномётной батареи – считает, что в основе казачьей жизни и призвания стоит высокий крест служения. Вот принятия этого креста сегодняшними казаками и не хватает для Победы. Фёдор с горечью поведал о том, что в его родном казачьем посёлке под Усть-Каменогорском (на территории сегодняшнего Восточного Казахстана), жители которого в году на волне революционных «перемен» почти поголовно отказались от своего казачьего звания, связанного с тяжёлой военной службой, уже не осталось мужских потомков казачьих родов. Он – из последних. Поэт Черепанов считает, что это не случайность, а наказание свыше за измену высокому долгу предков, который мы должны иметь мужество выполнять.
Донской казак Юрий Валентинович Сухарев – историк и преподаватель истории, член Союза писателей России, бывший сотрудник Ми нистерств по делам национальностей и развития регионов, офицер запаса – уверен, что дело не сдвинется с мёртвой точки, пока правительство не изменит своего отношения к казакам коренным образом. Казачество должно стать действительным резервом государства – а для этого ему необходимы правовая база и кредитование: создание Казачьего банка, что позволит общинам на местах прийти к хозяйственной самостоятельности, и формирование полноценных казачьих частей в составе армии РФ.
Природный яицкий казак Виктор Владимирович Заплатин – атаман Московского городского казачьего общества, казачий полковник, участник боевых действий в Приднестровье, Боснии и Абхазии – стоит на том, что основой казачества и в наше время должно быть общинное землепользование. Землю, которую казаки будут возделывать и защищать, нужно предоставлять компактным, дееспособным казачьим общинам – станицам и хуторам. Государство же сегодня фактически передаёт землю в руки тех, кто её обрабатывает, – наёмникам-мигрантам и арендующим диаспорам, обрекая русское крестьянство на вымирание. Существенной помощи, поддержки сверху казаки не получают никакой. 154-й закон (о государственной службе российского казачества) финансово не подкреплён, реестровые казаки служат «за свой счёт»… Атаман откровенно признаёт, что казачество сегодня в прямом и переносном смысле стоит на паперти (храма Христа Спасителя по праздникам, в частности) – пусть и в полной парадной форме, но преимущественно с декоративными функциями. А вот миссионерская деятельность Русской православной церкви на землях, традиционно населённых казаками, могла и должна быть более смелой и активной. Как никогда, сейчас необходимо казачеству побуждающее к созидательной деятельности слово пастыря, но звучит оно неправомерно тихо и робко. А ведь православная вера, российская государственность и традиции предков – это три начала, на которых стоит и, даст Бог, устоит казачество! Одна станица на границе способна заменить собой две заставы; мы ещё сможем накормить и сможем защитить Россию. Мы уже возродились, – говорит атаман, – мы есть. Теперь мы должны развиваться.
Комментарии
А вот лично мне кажется, что нет у них политической воли к восстановлению своих, казачьих привилегий, но это не их вина, они по большей части только хвосты собачьи =))) Нужна свежая волна, можно попробовать организовать националистически настроенную молодёжь, но врядли кто захочет жить в деревнях, там ведь и работать придётся и права свои отстаивать на землю, и перед "властью" и перед пришлыми уреками...не тот народ нынче.
На земле той кстати сейчас и вьетнамцы, и китайцы, и корейцы орудуют.
Напоминают папуасов, некоторые из которых давно привыкли к благам цивилизации типа телика и интернета, живут в домах с кондишинами, но перед туристами за бабки пляшут в одной набедренной повязке и устрашающе гугукают,типа бойтесь, мы типа свирепые людоеды.
Дать им каждому по сохе, лошадке, буренке и кабанчику.
Выделить земли, по 5-10 десятин, или более , в зависимости от количества членов семьи мужес-
кого пола, и пусть они на деле покажут, какие они "казаки". Разбегутся все после первой посев-
ной. А потом и вопрос,- отпадет сам собой.
Нынешние "казаки",- всё сплошь,- офицеры, в орденах и регалиях каких-то немыслимых назва-
ний и статутов, холеные и выглаженные. Коней они видели только в зоопарке, с какой стороны
к ним подходят, они не знают. Зато спеси и гонору,- хоть отбавляй.
Абсолютное большинство населения составляют чеченцы (95,5 %), проживают также русские, кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши. До депортации чеченцев и последующего их возвращения в северных районах республики русские и русскоязычные (терские казаки) составляли абсолютное большинство населения, в городе Грозном и бассейне Сунжи их количество также было значительно.
Казаки-пластуны или первый русский спецназ - http://www.fresher.ru/2012/12/08/kazaki-plastuny-ili-pervyj-russkij-specnaz/
Насчет русских парней (я сам русский) - а кто их заставляет бухать? И почему для возрождения национальной гордости надо нацепить на себя эполеты, именоваться "хорунжими" да "есаулами"? Почему нельзя возрождать уважение к русским в традиционных местах, той же армии?
Второе возражение: мне понятно, что такое быть мусульманином, хотя бы из-за внешней атрибутики - одежды, облика и т. п. Но кто сказал, что все русские обязательно захотят быть казаками? В моих глазах это исключительно отсталое явление, датируемое эдак веком 19-м. На кой черт такая надгосударств...
"целое вооруженное стадо!" это все народы Кавказа, это у них в крови, они с оружием рождаются, им стало быть это можно, а русскому быдлу нельзя, потому-что в нём проснётся любовь к свободе и освобождению, он сразу бунт устроит и кровавые бани по всей стране, а то что обычные русские не могут , по сути своей, ну воспитывали их не так, как кавказоидных личинок, дать подобающий отпор любому агрессору, как внешнему так и внутреннему, не могут в силу излишней доброты своей и привитой им совком миролюбивости, сказать своё веское слово в своей же стране, это считается среди того же русского населения нормальным , да и не вздумайте-мол вообще думать о свободе, вы толерасты и должны молчать и мычать пока вас и ваших знакомых резать будут. И режут, и молчат тихонько.
Не обязательно что-то создавать с нуля, можно воспользоваться многовековым фундаментом, который заложили наши с Вами ...
А я просто утверждаю, что из "строительства высокодисциплинированной организации" - слова-то какие! - нихрена не выйдет. Если вы думаете иначе, то приведите примеры! А если ничего не получится, зачем начинать?
Как говорится, время всё расставит на свои места. В Чечне большинство составляли русские, теперь чечены, потому-что у них шариат, а у нас говнозаконы, которые действуют только против русского народа. Вот такие дела, и к чему тут казачество конечно...
Если есть свои варианты, напишите. У меня к примеру вариант на базе казачества, а у Вас ?
И к стати не Федя, а Шурик =) ну это так, к слову конечно =)
По существу: УСПЕХОВ, СЕРГЕЕВИЧЬ!!!
Это и есть наследники казачества.
Вспомните казачью песню про "Галю молодая" как ее вы..бали и сожгли привязав к сосне волосами -казаки.
Почитайте Максима Горького про казаков...
Эти свободные люди опасны для властей и никто им развернуться не даст. :)
Секции...заниматься с безотцовщинойВ школу устраивать мужчин побольше - учителями.
В воспитателях - одне бабы ходють а то.
Но кто возьмется?
А.С. Пушкин
Скажи, мне лично, не нужно за весь русский народ здесь говорить, уяснил?!
Русскому народу нужно восстановление его идентичности, казачество как не отъемлемая часть Силы Русского народа, должна быть так же восстановлено, но не в той одёжке с галифе, шашками и конями, а в более современном виде. Проблема шариатских судов не должна оставаться безнаказанной, для того и возрождаем казачество, слава Богу русских людей полных духом много ещё есть.
"ехали казаки из дону до дому
Пидманули Галю увезли с собою..."
Посмотри ролик в "Ютубе"
М Горький: "Детство Юность ,Мои университеты"
Эпизод с изнасилованием жены мичмана (казаком)
Казаки - это братва,пираты.Запорожская сечь- головорезы,мародеры.
Остальные народы тоже несвободны -не могут ни свой язык ввести ,ни свой алфавит,ни деньги в Москву не отправлять.
Разве что кавказцы не приручаемы Россией - клановиты.
А семей неполных я вижу :пруд- пруди.
Нынче тренд такой навязывается -гомосеки в культуре,одежда такая...и.тд.
А на вопросы, нужно ли это, кому, и зачем, уже есть ответы?
Тогда, огласите цену вопроса
PS. С возрождением религий было точно так же
Как минимум яйца. Как максимум - яйца и любовь к своему народу и Родине.
Можно ограничиться одним: "Кущевка".
Да, боевой дух, определённого рода этика, историческое наследие ещё остались. Но существуют ли реальные ниши в современной сфере бытия, куда бы можно было приложить эти дух и менталитет?
Может быть, - ошибаюсь. Но думаю, что таких ниш в нынешней России не существует.
Если не учитывать достаточно явного стремления власти к организации силовых структур, способных "наводить порядок" внутри страны (ОМОНа то одного уже не хватает), а при выполнении своей функции ещё и ярко декларировать приверженность этой власти, де, идёт она от самого сердца этой силовой структуры. Короче, нужны жандармы, но идейные)))
Как я посмотрю, кое-кто, из называющих себя казаками, поработать на этот поприще не прочь.
Однако, всем ли (настоящим) казакам это нужно? А может быть, лучше оставить по себе, хотя бы и историческую, но добрую память, нежели возрождаться через грязь?..
Всегда попы и казаки были на стороне тех кто больше платит и ни когда на стороне народа.
так ведь хроники много на сей счет,любили немцы кино снимать документальное.
И восстанавливать собственно уже давно не чего,система управления меняется и в ней нет места обслуге попов-казачеству,а как охрана казаки не состоятельны,царя то они предали!
Посмеялся, это я яицкий казак, который родился и проживает на слиянии реки Урал и Илек (бывший Яик), а это все масковское ряженое общество.
Ну не зря казачество кучкуется вокруг попов.Сначала поп церковь открывает,а тут и казачество подтягивается попа охранять,да народ в эту гойскую синагогу загонять.
Попам свечки что ль делать будете ,да попов охранять?
Так поповские лавочки держатся, пока чиновники через них бюджет себе в карманы перегоняет или думаете старухи-пенсионерки попов на свои пенсии содержать будут и казаков тоже?
Оружие нужно, и готовность это оружие использовать, против инородцев враждебных, не боясь, что сидеть пол-жизни придется.
А еще можно вспомнить как после событий с декабристами(ссора со старыми русскими родами) клика Романовых собрала себе охрану из туземцев(кавказцев,азиатов) и казаков в том числе.
Запорожские козаки - отдельная история ( до переселения Екатериной их на Кубань).
До того это были вояки довольно вольного нрава - могли с крымскими татарами пойти на поляков, а то и на Московию или, наоборот, с поляками - на Крым.
Так что картина Репина - часть мифологемы, взглядов на историю, культивировавшихся царизмом.
Казаки - в основе своей крепостные, бежавшие на Дон, на Кубань, на Яик и т.д.. Их потомки дошли до Тихого океана.
Подтверждение различия - хотя бы некоторые эпизоды "Тихого Дона" М.Шолохова.
Казака не тронь.Пускай служат во славу Господа и Отечества.
Любо Братцы.
тов. Ленина, ловить нечего.
Потомки ушкуйников после разгона Вятского веча ушли на восток Вятского края. Одни селились в вятских и пермских лесах, а другие ушли на Дон. Именно на Дону формировалось донское казачество, перенявшее традиции ушкуйников. Многие современные лингвисты находят сходство в говоре донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края. Также можно найти сходные особенности народной культуры донских казаков, новгородцев и вятчан.
Окончательно покончить с Вятской вечевой республикой ушкуйников Москве удалось лишь в 1489 году. После этого московские владыки велели забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали сведения об ушкуйниках из свитков с летописями. В нашей истории остался лишь эпос о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». В XIV—XV веках московские летописцы пытались всячески очернить ушкуйников и вообще, называли их разбойниками, крамольниками, ослушниками и т. д.
упражнения с досками и кирпичами.
И в Агане и Чечне потребовалось совсем другое.
Так зачем все таки потребны казаки. Вспомним, как в фильмах про революцию, казаки лихо разгоняли плетями стада демонстрантов.
Новое-это хорошо забытое старое.
Так что там на Болотной????
1. Возродить монархию в стране,
2. Вернуться к сословному делению подданных царя (дворяне, купцы, мещане, крестьяне и т п),
3. Возродить военизированные поселения - казачьи станицы.
4. Упразднить в них местные администрации. Вся власть атаманам.
5. Отказаться от тракторов, автомашин. Назад к лошадям, шашкам.
6. Использовать казачью конницу для подавления уличных выступлений.
Такого будущего хотят России апологеты "возрождения казачества"?
а что толку-то? кто об этом знал, кто в неё вступил, что делать дальше...хочется нового казачества, современного...
Нужно оружие, и возможность отстреливать обнаглевших инородцев, не боясь получить срок в пол-жизни