Гомосексуальность при царе, при Сталине, в лихие 90-е
На модерации
Отложенный
Даже при Сталине и при царе-батюшке у геев были места для встреч, своя субкультура и особый тип взаимоотношения с государством. Миф о патриархальной России, в которой до перестройки не существовало «других», а тема сексуальности воспринималась как табу, развенчивает сотрудник Центра независимых социологических исследований Александр Кондаков.
Государство с давних пор связывает сексуальность с понятием гражданства. В данном случае гражданство понимается не как закрепленный статус человека (какой у него паспорт), а как взаимодействие человека с государством по поводу прав. Государство может ущемить человека в правах, если его сексуальное поведение выходит за установленные рамки. Я заметил странную закономерность, которая особенно проявляется в современной ситуации: в государственном воображении гомосексуальность противоречит семье и деторождению. Поэтому гендерные режимы и семейная политика, что в России, что в Советском Союзе, непосредственно связаны с гомосексуальностью.
После 1917
Нужно представить себе атмосферу революционного романтизма, которая охватила огромные слои общества, прежде всего интеллектуалов. Осуществилась их давняя мечта, провозглашено самое справедливое государство в мире, установлена диктатура пролетариата. Началась политика дефамилизации – рушится традиционный семейный уклад, провозглашены сексуальное равенство и свободы, принято прогрессивное законодательство. Вместе с имперским кодексом отменено наказание за мужеложство (оно сохранилось лишь в некоторых республиках). Но бросается в глаза, что источником этой политики всегда выступало государство: большевики не спрашивали у народа, какой гендерный режим установить.
Другое дело, как осуществлялась новая политика на практике. Известны случаи, когда старые предрассудки всплывали в речах судей. И постепенно уничтожалась приватность – бараки и коммунальные квартиры все-таки не способствовали сексуальной свободе. Неожиданно инициированы исследования гомосексуальности. Известный социолог Игорь Кон цитирует неких Гельмана и Клячкина, которые опрашивали студентов в 20-е годы и нашли среди них двоих гомосексуалов. В советской деревне мужчинам было проще признать сексуальные контакты с животными, чем с другими мужчинами.
Совсем иначе сексуальные практики были организованы на Руси. В деревнях гомосексуальные отношения не считались чем-то зазорным, если мужчина, который инициировал половой акт, обладал определенным социальным статусом. В крестьянских артелях, на мельницах тот, кто главный, вполне мог иметь сексуальные контакты со своими подмастерьями. Для людей, переехавших из деревни в город, открыто говорить о своей гомосексуальности означало признать свой подчиненный статус. Поэтому-то Гельман и Клячкин нашли всего двух студентов-гомосексуалов.
Сталинский и позднесоветский период
Ситуация кардинально меняется во второй половине 30-х. В Уголовный кодекс вернулась статья за добровольные сексуальные контакты между мужчинами. Максим Горький в советской прессе связывает гомосексуальность с фашизмом. Гендерные исследования прекращены и наступает период молчания на всех уровнях. Официальный дискурс избавлен от сексуальной тематики, поэтому люди, заставшие сталинскую эпоху, предпочитают не говорить не то что о гомосексуальности, а о сексуальности вообще.
Но ведь что-то все равно было. Еще в конце XIX века в российских городах сформировалась гомосексуальная субкультура. Оформились так называемые «плешки» (от памятника героям Плевны 1888 года в Москве), где собирались мужчины в поисках друга на ночь. Эти места сохранились вплоть до начала 90-х годов, а значит, они пережили Сталина! Кто-то ведь передавал информацию о «плешках» в 30-40-50-е годы. Главной «плешкой» Петербурга был Екатерининский («Катькин») сад, в Москве – Театральная площадь. Само понятие вошло в субкультурный жаргон: во Владивостоке «плешки» тоже назывались «плешками».
Этот период сыграл ключевую роль в формировании шизофрении приватных и публичных пространств, когда поведение человека, скажем, на работе, не могло соответствовать его поведению на «плешке».
После смерти Сталина сексуальная сфера либерализовалась. Милиция составляла списки гомосексуалов, но статья Уголовного кодекса о мужеложстве использовалась как политическая. Для интимных практик появились удобные хрущевки, а Большая советская энциклопедия обогатилась аж двумя статьями – гомосексуализм (влечение к лицам своего пола) и мужеложство (половые сношения мужчин с мужчинами). Я опрашивал гомосексуалов, живших в советское время: некоторые из них не знали, что существовала статья за мужеложство и практически все отмечали, что у их партнеров были гетеросексуальные семьи.
90-е годы и консервативный откат
В 1993 году отменяется преследование за добровольные сексуальные контакты между мужчинами. Но куда больший эффект возымел свободный рынок – появились свободные газеты, клубы, каналы, которые по-разному интерпретировали гомосексуальность. С другой стороны, начала проговариваться и гомофобия. В действующем уголовном кодексе гомосексуальное изнасилование отделено от обычного изнасилования, хотя срок и состав преступления для них одинаковые. Законодатели просто не могут воспринимать эти сексуальности как равные.
Доклад Александра Кондакова прозвучал в среду, 20 февраля, на социологическом факультете СПбГУ. Автор ссылался на работы социологов Елены Здравомысловой, Виктора Воронкова, Анны Демкиной, Игоря Кона и других.
Комментарии
"В деревнях гомосексуальные отношения не считались чем-то зазорным, если мужчина, который инициировал половой акт, обладал определенным социальным статусом. В крестьянских артелях, на мельницах тот, кто главный, вполне мог иметь сексуальные контакты со своими подмастерьями....
Что-то докладчик не охватил практики уголовного мира в этом вопросе, особенно, касательно статуса
Ну нет ничего проще. Заявить раз и навсегда: никто не преследует гомосексуалистов, пусть себе живут своей жизнью, встречаются, живут вместе. Но при этом не допустима открытая пропаганда, гей-парады и т.д.
Пусть себе живут в своём параллельном сексуальном мире, работая на тех же предприятиях и в организациях, где все остальные. Пусть только не лезут в эфир, не заполняют своей темой информационное пространство.
Отчего это мизерное количество ущербных, обиженных природой и богом людей, диктует свою волю миллиардам нормальных ?!!! Отчего больные спидом или церебральным параличом не проводят спид- и паралич-парадов, хотя они, по-настоящему нуждаются во внимании нашего общества! Необходимо оказывать максимальное сопротивление всем попыткам превратить нормальное большинство в гонимое меньшинство !!!!