Башкирский фермер придумал свою валюту
Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться "шаймуратиками". Так называются местные деньги, а точнее, товарные талоны. На них можно купить продукты только в одном селе. Такую систему взаиморасчетов предложил местный фермер. Но своеобразную валюту пыталась запретить местная прокуратура.
На "шаймуратики" можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги. Однако замена денег пришлась не по нраву прокуратуре, которая отменила хождение валюты. Но предприниматель подал апелляцию. На сторону фермера встал Верховный суд республики, который легализовал "шаймуратики". Эти товарные билеты смогли поднять всю деревенскую экономику.
Казалось бы, ничего необычного: в сельском магазине покупатели рассчитываются за товары. Но к оплате кассир принимает вовсе не рубли, а так называемые "шаймуратики" - местную деревенскую валюту. В кошельках сельских жителей необычные купюры появились несколько лет назад, когда сельхозпредприятие оказалось в сложной финансовой ситуации: переработчики перестали рассчитываться с крестьянами "живыми" деньгами, а накопившиеся долги не позволяли вовремя выплачивать заработную плату. Тогда фермер Артур Нургалиев с партнерами и придумал товарные билеты: сделку по ним можно совершить уже сейчас, а после обменять на реальные деньги. "Вот эти товарные талоны, - рассказывает предприниматель. - На обратной стороне банкноты - таблица, которая показывает, как эти билеты дешевеют относительно времени. Копить эти деньги нельзя, нужно только тратить".
Внешне они действительно очень похожи на банкноты: с разным достоинством и даже степенями защиты.
Но разница в том, что билеты дешевеют: от своего номинала "шаймуратики" теряют по два процента в месяц. Когда все вокруг сидели без денег и брали товары в долг, в шаймуратовских магазинах выручка стала расти как на дрожжах.
Эффект от новой экономической модели в Шаймуратово почувствовали почти сразу. Внедрение своей внутренней валюты позволило не только выжить самому сельхозпредприятию, но и задвигало всю деревенскую экономику. Впервые за много лет товарооборот вырос сразу в 12 раз.
Вместе с новостями об успехах в Шаймуратово нагрянула проверка. Прокуратура нашла нарушения и потребовала отменить "шаймуратики", но из обращения они не исчезли. На сторону крестьян встал Верховный суд, он признал товарные билеты законными. "Это не совсем деньги, потому что у них нет функции накопления, - говорит Михаил Хазин, экономист. - В случае с сельским хозяйством проблема состоит в том, что прибыль крестьяне получают по осени, а платить людям нужно всегда. Поэтому это - вспомогательный инструмент. Как только появляются нормальные деньги, "шаймуратики" перестают использоваться, они не конкурируют с деньгами".
Опытом по внедрению внутренней валюты заинтересовались не только соседние колхозы, но и экономисты. Оказалось, что "шаймуратики" вполне могли бы стать универсальным средством расчетов среди сельхозпредприятий в условиях кризиса. Но в планах шаймуратовских фермеров теперь - перевод всех расчетов в электронный вид. Работникам вместо бумажных купонов будут выданы пластиковые карты.
Комментарии
Как я понял, фактически этот башкиренок просто просек фишку и фактически дает кредиты под 2% в месяц (около 30% годовых получается). А под каким соусом это подается!? Нью-Васюки, бл...
«Современные деньги, призванные по определению облегчать обмен обычных товаров, обладают, в отличие от этих самых товаров, уникальной способностью: они умеют приумножать самое себя без усилий со стороны их владельца.
Гезелль выдвинул революционную для нового времени идею: недостаточно лишить деньги способности приносить прибыль за счет процентов, их необходимо обложить процентами!
Иными словами, за пользование деньгами должна взиматься плата: Только деньги, которые устаревают, подобно газетам, гниют, как картофель, ржавеют, как железо, и улетучиваются, как эфир, способны стать достойным инструментом для обмена картофеля, газет, железа и эфира.
Поскольку только такие деньги покупатели и продавцы не станут предпочитать самому товару. И тогда мы станем расставаться с товарами ради денег лишь потому, что деньги нам нужны в качестве средства обмена, а не потому, что мы ожидаем преимуществ от обладания самими деньгами".
Сначала в Германии — владелец угольной шахты Макс Хебекер возродил из пепла баварский поселок Шваненкирхен, чье население (500 человек) последние два года существовало впроголодь на государственные пособия по безработице. Через год немецкий опыт был триумфально повторен мэром австрийского города Вёргель.
Когда опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны, Национальный банк Австрии, почувствовав угрозу своей монополии, запретил печатание свободных местных денег». С. Голубицкий.
Вот где собака зарыта!
Поскольку существует множество систем, альтернативных необеспеченным и кредитным деньгам, а значит, теоретически есть повод избежать катастрофы, все гадают, каким способом эту катастрофу можно предотвратить — мирным или насильственным. …
У Маркса «зло» — в прибавочной стоимости, а восстановление справедливости предполагает изъятие этой стоимости у одного класса в пользу другого. У Гезелля «зло» — в кредитной природе денег, а восстановление справедливости предполагает ликвидацию этой кредитной природы. Только вдумайтесь в отличие: вместо насилия над людьми — насилие над абстракцией!» С. Голубицкий.