Там русский дух, но Польшей пахнет
На модерации
Отложенный
Сейчас остро стоит вопрос о сохранении русскости на постсоветском пространстве, в том числе и в славянских республиках бывшего СССР, что, казалось бы, звучит абсурдно. Ныне Русская жизнь на территории Западной Руси находится под угрозой исчезновения, учитывая возросшую активность католической Польши в этом направлении. Причём, ситуация усугубляется не только на Западной Украине, но и в Западной Белоруссии. Странные шаги белорусского руководства, направленные на срыв становления идеологии возрождения единого Русского мира, наводят на невесёлые мысли.
В царской России территория современной Белоруссии называлась Северо-Западным краем. Вполне приемлемое и оправданное название. Во-первых, Белоруссия действительно находится на северо-западе Руси. Во-вторых, такое наименование подспудно подразумевало единство русского народа, где этноним «белорусы» имел этнографический, а не гражданско-политический статус. Среди белорусских интеллектуалов такая точка зрения находила всемерную поддержку. Сразу приходят на ум имена интеллектуалов А. Будиловича, М. Кояловича, И. Солоневича. Ещё раньше, в XVII-XVIII в., эту идею отстаивали Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и Мелетий Смотрицкий.
Естественно, что исторический соперник Православной Руси – иезуитско-католическая Польша – приложила максимум усилий для ополячивания западнорусского населения. Продолжается эта политика и теперь. В 2006г. правительство Польши заявило о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации.
Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными белорусами- католиками. Программа-минимум – создание религиозно-культурной среды с преобладанием влияния католичества римского обряда над Православием. Польские ксендзы необычайно активны в Белоруссии и составляют около 50% католического клира в этой республике. В их трактовке католичество – героическая вера европейской ориентации, а Православие – некоторое религиозное недоразумение, занесённое сюда «варварской» Москвой.
Учитывая происходящее, становится ясно, что сохранение, а тем более возрождение русского духа на землях Западной Белоруссии невозможно без активизации усилий со стороны России в духовной области. Если не предпринять усилий в этом направлении, то через некоторое время этнические русские и православные белорусы окажутся на правах религиозного меньшинства. Именно посредством духовного окормления православной паствы в Западной Белоруссии возможно сберечь то, что ещё не потеряно окончательно. Очень желательно, чтобы при этом усилия Русской Православной церкви не ограничивались собственно белорусскими землями. Государства имеют земную природу.
Духовность границ не имеет. Поэтому не стоит забывать про 400 тыс. православных в самой Польше. И пусть они составляют всего 1% населения страны, зато местами их компактного проживания являются как раз приграничные с Белоруссией польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью позволит создать этническую прослойку, духовно ориентированную на Россию, что немаловажно. В условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточными поляками православный ареал, захватывающий к тому же земли нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет укрепиться Православие.
Существует такое понятие как «геополитика католицизма». Католики – пассионарны и напористы в отстаивании догматов своей веры. Там, где есть католичество, там будет польский дух. Польские миссионеры – главный инструмент римского прозелитизма. Нам же, русским людям, следует придерживаться «геополитики Православия». Там, где Православие – там Русская жизнь.
Свою лепту в размывание этнического и духовного самосознания белорусов вносит т.н. Польский институт в Минске (ПИ), сотрудники которого обхаживают представителей белорусского дипломатического корпуса, политиков, учёных и интеллигенцию. Благодаря проектам ПИ, белорусам прививается польский взгляд на историю взаимоотношений поляков и белорусов с одной стороны, и поляков и белорусов с русскими с другой. Особое внимание уделяется общему культурному наследию Речи Посполитой и Белоруссии, а также общей истории, положительное отношение к которой, по мнению польских экспертов, необходимо внедрять в белорусское сознание.
Русская история, частью которой всегда была история белорусского народа, получает искажённую трактовку, в то время как сомнительные «подвиги» диктатора Ю. Пилсудского всячески прославляются. Большинство проектов ПИ реализуется как раз в приграничных с Польшей регионах или в местах компактного проживания католического населения (Минская, Брестская, Витебская, Гродненская области).
В унисон с ПИ работают два Союза поляков Белоруссии (численность – около 30 тыс. чел.), которые ведут очень активную агитационную работу и настырно лезут в политику, в то время как 1,5 млн. этнических русских ощущают свою принадлежность к Русскому миру скорее инерционно. Польские организации при финансовой поддержке Варшавы строят Дома Польские в городах и сёлах Западной Белоруссии, которые являются средоточием польскости и опорным пунктом для её распространения.
Именно поэтому Москва должна приложить максимум усилий для консолидации русского населения Белоруссии. Пока же усилия России, направленные на открытие заведения, соразмерного с ПИ или Союзом поляков Белоруссии, официальный Минск оставил без внимания.
Намечается тревожная тенденция «ухода» Белоруссии в «польский лагерь». Уже сейчас четверть госчиновников считает необходимым вести делопроизводство исключительно на белорусском языке. И если Кремль оставит всё как есть, польская культура, польская историография, польское видение места России в мире грозят окончательно переформатировать западных белорусов в поляков. Этнические границы между ними довольно зыбки и в старину, как и сейчас, национальная принадлежность зачастую подменяется принадлежностью религиозной. Католик? Значит, поляк. Православный? Значит, белорус. Белорусский этнограф Е. Карский в 1903г. писал: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия. На вопрос: кто ты? Простолюдин отвечает – русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком…».
Варшава стремится к наращиванию этнического присутствия в Белоруссии более чем в два раза. На данный момент количество польского или пропольски ориентированного населения Белой Руси насчитывает около 15% и имеет тенденцию к увеличению. Население Западной Белоруссии официальной Варшавой рассматривается как «окраинные поляки», но ни в коем случае не русские.
Российским неправительственным организациям на белорусской территории необходимо выстраивать свою политику исходя из существующей конъюнктуры. Так, по данным Института стран СНГ, «польское население проживает преимущественно в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. При этом в 9 из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51% населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В 5 западных районах Витебской области польское население составляет около 20%, а в Браславском районе Витебской области – порядка 50 процентов.
Приведем и количество поляков (в процентах) по другим регионам: поляков среди жителей Пружанского, Барановичского и Ляховичского районов Брестской области – от 6 до 21%, Дзержинского, Несвижского, Воложинского и районов Минской области – от 6 до 20% (в Столбцовском – 51%). Поэтому основное внимание в вопросе формирования «Малой Польщизны» как Варшава, так и белорусские польские общественные организации уделяют западным регионам Белоруссии. Фактически можно говорить о создании в западных областях Белоруссии обширной инфраструктуры польского влияния, которая при определенных условиях может стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта по «косовскому варианту» или более мягкому.
Такие предположения, в принципе, не являются беспочвенными, т.к. в тех западных районах Белоруссии (Браславский и Поставский районы Витебской области, Вороновский, Свислочский, Щучинский и другие районы Гродненской области), где польское население составляет порядка 40-60%, руководящие должности в органах государственной власти и внутренних дел занимают этнические поляки или лица прокатолической ориентации. Они непосредственно способствуют распространению в западных районах (и не только) Белоруссии «польщизны», католицизма и «романтических воспоминаний» о Речи Посполитой».
Исходя из вышесказанного, требуется многократное увеличение усилий по сохранению и распространению русской духовности и всего, что входит в понятие русской культуры, на территории всей Белоруссии и особенно в её западной части. Только увеличив количество реализуемых проектов в гуманитарной сфере, мы сможем нейтрализовать иезуитско-католические веяния из соседней Польши. Нужно только действовать более целенаправленно и настойчиво.
Примером может служить маленькая Венгрия. Из 14,5 млн. венгров вне пределов Венгрии проживает более 4,5 млн. чел. При этом, Будапешт не боится идти на дипломатические осложнения с теми государствами, где притесняются права венгерского меньшинства. Будапешт активен по всем азимутам и отстаивает права венгров в Словакии, Румынии, Сербии и на Украине. Будем надеяться, что Русская жизнь вновь забьёт ключом там, где её так упрямо хотят задавить.
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Каждый день она вставала.
И всегда не с той ноги.
И писать не уставала,
Что кругом одни враги".
Очень похоже на многих патриотов, которые кругом видят одних врагов России. Я не разделяю этих страхов. Я считаю. что у России нет врагов. А если они и есть, то скорее внутри страны, в лице плитиканов, которые хотят убедить русский народ в том. что его окружают со всех сторон враги.
Самый лучший шанс для мира - чтобы Россия стала нормальным государством без мессионерских претензий.
После войны в Виленском крае населенным тутейшими (местными), говорившими "по прОстому" (польско-русско-белорусская смесь) советские власти начали создавать польские, а не белорусские школы (которые были во время, когда эти земли принадлежали Польше) и позволили части населения переехать в Польшу для заселения Западных земель, отнятых у Германии. Сегодня надеяться на ориентацию этой части на Восток, когда наибольшие достижения были достигнуты в союзе с Польшей, просто наивно. Поляки и сейчас не разглагольствуют, а активно действуют: ввели "Карту поляка" , бесплатно дают высшее образование жителям восточных земель, защищают права нац меньшинства от литовского национализма.