Прибыль на завтра
Инвестор на фондовом рынке может верить только в удачу.
В прошлом, 2012-м, году большинство инвесторов на российском фондовом рынке, скажем прямо, не озолотились. Хотя в среднем и не потеряли деньги. Отечественные торговые площадки потрясали не внутренние события - те же президентские выборы, а рокот дальних бурь, бушующих в Евросоюзе и США.
Две площадки
Если посчитать по состоянию на 28 декабря 2012 года, то за год индекс РТС вырос на 10,48% (с 1382,2 до 1527,0 пункта), ММВБ подрос меньше - на 6,63% (с 1383,1 до 1474,2 пункта). Расхождение важнейших национальных индикаторов легко объяснить: индекс РТС (Российская торговая система) рассчитывается по ценам 50 наиболее ликвидных акций и в долларах. Индекс ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) считается по 30 акциям крупнейших эмитентов - и в рублях.
Напомним, что на первом этапе рыночных реформ РТС-индекс был основным, к тому же его определяют с 1995 года, а ММВБ ввела его аналог двумя годами позже. В последнее время, однако, специалисты больше оперируют индексом Московской биржи - сказалась дедолларизация экономики и укрепление рубля.
В любом случае, как ни считай, годовая доходность акций оказалась невелика. К тому же инвесторы при продаже акций должны платить подоходный налог. Так что для корректного сравнения с банковскими вкладами положительную разницу между ценой продажи и покупки ценных бумаг надо умножить на 0,87. Итог получится примерно на уровне депозита, но там государство через систему страхования гарантирует возврат и основной суммы, и процентов.
Инвестор на бирже может верить только сам себе, да еще немного - в удачу. Сильное падение на торговых площадках, начавшееся в каких-нибудь дальних странах, может буквально разорить его (как дефолт России 1998 года начался с потрясений в Юго-Восточной Азии).
Не случайно на отечественном фондовом рынке несколько крупных брокеров и банков, оказывающих брокерские услуги, предлагают «беспроигрышные продукты» - вложения в акции с гарантией 100-процентного возврата средств при любом, даже самом неблагоприятном движении индексов. И тут никакого обмана! Просто финансовая схема основана на том, что 90 - 95% денег клиента кладут... на депозиты в надежные банки, а оставшейся частью играют на рынке с большой степенью риска - покупают акции, валюту, золото, нефтяные фьючерсы...
При этом с помощью особых финансовых инструментов можно играть и на понижение. Если ставка будет сделана правильно, эти 5 - 10% активов дадут доход - почти как основная часть инвестиционного портфеля. Ну а если ход неудачен, то проценты по депозитам обеспечат определенную беспроигрышность. «Определенную» - потому что от инфляции убыток все же будет.
И главное тут помнить: чтобы заниматься акциями всерьез, надо заходить на этот рынок надолго. Ведь несколько месяцев, год там - все равно что игра в казино. Работать же на этом рынке всерьез надо с горизонтом в несколько лет, может быть - даже десятилетий.
Что было
Стоит еще раз вспомнить основные события 2012 года - из тех, что окажут долгоиграющее влияние на всю экономическую жизнь страны, а не только на фондовый рынок. К примеру - обратный выкуп акций банка ВТБ. У участников «народного размещения», купивших акции за 13,6 копейки несколько лет назад и сохранивших бумаги до весны 2012 года, их выкупали по старой цене (правда, сдать можно было акций не более чем на 500 тыс. рублей). И это несмотря на то что рыночная цена акций была тогда в два раза ниже.
Никакого юридического обязательства компенсировать убытки мелких акционеров у банка не было. Более того, если бы ВТБ был частным банком, а объем проданных акций - поменьше, то никакого обратного выкупа, очевидно, не было вообще. Напрямую нельзя утверждать, что этот шаг был сделан, чтобы успокоить «нижнюю прослойку среднего класса», но кто знает... В любом случае, биржа проглотила новость, и потока судебных исков не было.
Следующим по значимости можно назвать перемирие между главными акционерами горно-металлургического комбината «Норильский никель» - Олегом Дерипаской («Русал») и Владимиром Потаниным («Интеррос»), пригласившими в альянс Романа Абрамовича (Millhouse). Доля «Интерроса» в «Норильском никеле» составит 30,3%, «Русала» - 27,8%, Millhouse - всего 5,87%. Впрочем, можно предположить, что Абрамович не будет просто «младшим партнером».
В первом приближении от соглашения выиграл генеральный директор Владимир Стржалковский, который был вынужден досрочно уйти, но получил компенсацию за расторжение контракта в размере 100 млн долларов США. Сумму, которая в мировой истории в подобных случаях уплачивалась считанные разы, а для России и вовсе неслыханная. При этом получает ее человек, не с нуля создавший фирму или, к примеру, спасший крупный концерн от банкротства, а всего лишь наемный менеджер, который даже не добился серьезного роста финансовых показателей.
Возможно, считают эксперты, это плата за мир. Владимир Стржалковский, выходец из «силовиков», уже пообещал, что направит 10% своего «золотого парашюта» на гуманитарную помощь семьям погибших сотрудников ФСБ. Но мелким акционерам гораздо важнее выплата дивидендов.
На третье место стоит поставить соглашение по интеграции совместной российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР в «Роснефть». Британцы закрыли эту сделку с прибылью, а «Роснефть» нарастила активы. При этом ТНК-ВР пока можно сохранить как отдельную компанию. Впрочем, прежних щедрых дивидендов от нее не ждут.
В сентябре были приватизированы 7,58% акций Сбербанка. Государство выручило 159,3 млрд рублей, сохранив контрольный пакет в этом крупнейшем коммерческом банке страны. Главная приватизационная сделка года прошла тихо и спокойно. Кстати, «народное размещение» Сбербанка никакого социального напряжения не вызвало - потому что динамика его котировок совсем другая, не то что у ВТБ. Это все показатели того, что банк, который многие до сих пор считают государственным (хотя он давно акционирован), становится действительно коммерческим.
Тем временем Renault-Nissan решил купить контрольный пакет АвтоВАЗа. Но пока это лишь соглашение, и контроль еще не перешел к франко-японскому альянсу. Однако в любом случае стоило бы внимательно последить за акциями российского автоконцерна.
Также отметим, что в 2012 году на российской бирже шли два разнонаправленных процесса: с торгов снимали акции некоторых приватизированных предприятий. Контрольные пакеты их собраны, а за биржевой листинг надо платить. Вот и уходят энергомашиностроительные заводы, пивоварни, оптические фирмы, электробытовые компании...
А вот молодые фирмы, причем созданные с нуля, напротив, идут на биржу - чтобы привлечь с нее инвестиции для собственного развития. Ведь деньги от продажи акций не кредиты, их не надо возвращать точно в срок. Впрочем, новых размещений в 2012-м было немного - сборщик лома черных металлов, управляющая компания в ЖКХ, небольшое оптическое производство.
Разница в том, что уходящие попали в свое время на биржу искусственно - по воле государства, а новые - осознанно. Но для рядового мелкого инвестора «новички» - это зона высокого риска. Конечно, среди них может оказаться и будущая звезда вроде компании Стива Джобса в начале своего жизненного цикла, но вероятность нарваться на «червивое яблоко» слишком высока.
Новые идеи
Не будем гнаться за оригинальностью: пока призрак мирового кризиса не рассеялся. Стало быть, нужно ограничить долю вложений в акции, четко понимая - направленные в них деньги могут быть безвозвратно потеряны.
Чтобы свести риск к минимуму, лучше выбирать бумаги с понятной историей и стабильно дающие дивиденды. При этом часто оказывается, что для частного инвестора привилегированные акции интересней, чем обыкновенные - дивиденды выше, а на собрании акционеров мелких держателей все равно никогда не слышно. Впрочем, привилегированные акции есть не у всех корпораций. Причем несколько компаний, выпустивших в свое время такие бумаги «по Чубайсу», потом принудительно обменяли их на обыкновенные акции именно для того, чтобы платить поменьше дивидендов. В любом случае перспективных бумаг в России можно найти всего десять - двенадцать. Если взять за базу рыночную цену акций, то за счет дивидендов можно рассчитывать на 5 - 10% годовых.
И, наконец, 10 - 20% от средств, направленных в акции, можно вложить в бумаги, не сулящие быстрой отдачи, но обладающие потенциалом роста. Признаки этого потенциала - недооцененность (хорошая прибыль при низкой капитализации), солидные акционеры (лучше - иностранные), наконец, продукты, которые всегда будут потреблять, - энергия, недорогая еда (в этот список могут попасть, например, торговые сети), связь, транспортные услуги.
Комментарии
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Так сказать: - Кручу верчу, выиграть хочу. Ну тогда без удачи не как, если это конечно не лохотрон, а то и удача не поможет.
Причём главные игроки там государственные чиновники...