Киев затеял на евразийском пространстве "большую игру"

На модерации Отложенный

О расширении Таможенного союза эксперты стали говорить с момента его появления на постсоветском пространстве. В качестве потенциальных стран-участниц рассматривались соседний Кыргызстан и Таджикистан, которые традиционно проявляют повышенный интерес к интеграционным проектам.

Однако в последние годы в качестве кандидата стала рассматриваться Украина, чему в немалой степени способствовали президентские выборы в стране, на которых одержал победу Виктор Янукович. С его именем эксперты связывают сближение Киева с Москвой и, что не исключено, вступление в Таможенный союз Украины. Последний момент имеет шансы на реализацию. 14 января состоится встреча Януковича с российским президентом Владимиром Путиным, на котором будет обсуждаться особый статус Украины в Таможенном союзе. Но не исключено, что разговор пойдет не только о бизнес-возможностях, но и о политических хитросплетениях.

14 января в Черновцах состоится встреча лидеров России и Украины – Владимира Путина и Виктора Януковича, где главной темой станет расширение формата Таможенного союза за счет Киева. Украина пока не спешит стать полноправным участником интеграционного объединения. Вместо этого политики страны предлагают удобный для себя формат "три плюс один".

О расширении Таможенного союза заговорили с момента его появления на свет, т.е. с 2009 года. В качестве потенциальных партнеров рассматривались Кыргызстан и Таджикистан, которые постоянно "пытаются запрыгнуть" на подножку российского поезда. Однако с приходом к власти в Украине Виктора Януковича политики и журналисты стали говорить о возможности присоединения к Таможенному союзу Киева. Такие ожидания в последнее время стал подтверждать официальный Киев. Причем первые лица страны уже говорили не о размытых планах, а о конкретных переговорах.

"Мы обсудим этот вопрос, и думаю, что в ближайшие месяцы мы активизируем диалог с РФ относительно формата возможного участия Украины в Таможенном союзе, не будучи при этом членом этого объединения", – отметил глава украинского МИД Леонид Кожара на днях.
Правда, есть нюанс. Хотя разговоры о расширении Таможенного союза ведутся не первый год, в объединении до сих пор отсутствует четкий правовой механизм принятия новых стран. Потенциально это возможно, если претендент получит согласие со стороны других участников союза и примет необходимый пакет экономических документов. Но в случае с Киевом этого не потребуется. Украина не намерена становиться полноправным участником, а претендует на особый статус, который дает экономические преференции.

Во время своей инаугурации украинский президент Виктор Янукович заявил, что Украина будет выступать мостом, соединяющим Запад и Восток. Действительно, страна имеет тесные связи как с Европой, так и с бывшими советскими республиками, а потому нелогично ломать их в угоду односторонним отношениям. Как говорят украинские власти, на долю стран Таможенного союза приходится до 60 млрд долларов внешнеторгового оборота. Поэтому решение украинских властей присоединиться к интеграционному союзу носит вполне логичный и прагматичный характер. Но насколько оно отвечает интересам других участников объединения?
Украина для России выступает конкурентом в Таможенном союзе. Экономика двух стран выпускает примерно одинаковую продукцию. Причем украинцам удается делать ее дешевле, особенно в случае с продуктами питания. Поэтому Москве следует осторожно оценивать свои перспективы после предоставления особого статуса Киеву.

Россия в данном случае преследует свои геополитические интересы. Известно, что на постсоветском пространстве не первый год идет борьба за передел сфер влияния, где Киеву отводится заметная роль. Украина продекларировала цель – вступление в ЕС. И тем самым она способна нарушить баланс сил в регионе, чему противится Россия. В этом смысле Москва заинтересована в том, чтобы Украина интегрировалась в те структуры, которые были созданы на постсоветском пространстве при участии России.

Для Казахстана Украина интересна только за рамками Таможенного союза. У нас реализуются планы по диверсификации экономики. И здесь акцент делается на трансферт технологий, в том числе через создание совместных предприятий. К примеру, таможенные барьеры заставили украинских авиастроителей задуматься об открытии завода в Казахстане. Для этого есть веские причины. "Крылатая" продукция Украины не котируется в Европе, где имеется сильный концерн "Аирбас". Даже новейший военно-транспортный самолет Ан-70 не вызвал интереса в европейских оборонных ведомствах.

В итоге Киев снова был отброшен на постсоветское пространство, где еще можно продать Ан-70. Но Таможенный союз создал для авиастроителей препятствия, преодолеть которые можно посредством открытия совместного завода, тем самым усилив потенциал экономики страны интеграционного объединения, например Казахстана. И если Украина вступит в Таможенный союз даже по схеме "3+1", то у компаний этой страны пропадет стимул заниматься трансфертом технологий, открывать новые производства в Белоруссии или Казахстане. А это не отвечает интересам диверсификации экономики.

Не стоит игнорировать политический контекст украинской заявки. Большинство населения страны свое будущее связывает с Евросоюзом. По данным соцопроса фонда "Демократические инициативы" и "Центра Разумкова", 48 процентов граждан видят свою страну в составе Евросоюза, а 29 процентов – противники ЕС. Вступление в Таможенный союз поддерживают 40 процентов опрошенных и 37 процентов против. За участие страны в НАТО выступают 15 процентов населения, 60 процентов против. Как видно, расклад сил складывается не в пользу Таможенного союза.

Кроме того, Таможенный союз может стать для Киева рычагом давления на ЕС, куда Украину не спешат принимать под предлогом отсутствия демократических перемен. При этом очевидно, что Европа не намерена терять потенциального партнера, а заодно ослабить Россию.
"Есть убеждение, что если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, то это будет более мудро для будущего Украины, чем присоединение к Таможенному союзу. Украина – суверенная страна, она сама решает, что ей делать. Но соглашение об ассоциации и соответствующая программа – это очень мощный способ, чтобы показать, в каком направлении нужны усилия и достижения на благо Украины", – заявил британский посол в Украине Саймон Смит в конце прошлого года.

Интересно, что сегодня в Великобритании пересматривают свое отношение к ЕС и чаще говорят о рисках в финансовой сфере, которые сулит Лондону материковая Европа. А некоторые политики даже предлагают покинуть ЕС. Но это не мешает Саймону Смиту рассуждать о выгодах Украины в составе Евросоюза.

Очевидно, что Киев затеял "большую игру", суть которой – получить экономические преференции на Востоке и Западе, но не связывать себя политическими обязательствами. Как сказал посол ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, такая позиция больше отвечает интересам олигархов и отличает Киев от других кандидатов на вступление в ЕС.

"Они не имели иных вариантов интеграции, они не играли в игры "куда двигаться дальше – Восток или Запад?". Результатом данных реформ смогли воспользоваться лишь обычные граждане", – отметил европейский дипломат.

В связи с этим посол считает, что Киев заинтересован "в проявлении притворства по отношению к обеим сторонам – России и ЕС". Аналогичной позиции придерживаются и в Москве. Как отметил в начале года глава департамента экономического сотрудничества МИД России Александр Горбань, "нельзя быть немножко беременным". В итоге Европа и Россия требуют от Украины ясно определиться со своими целями. Иными словами, все-таки Киеву придется взять на себя политические обязательства. Только непонятно, перед кем именно: Москвой или Брюсселем. Так как затеянная Украиной "большая игра" несет большие политические риски, которые никто не желает разделить.