Богатство недр народу, или кто настоящий хозяин земли

На модерации Отложенный

В Югре сложилась уникальная система взаимоотношений коренных народов с государством и частным бизнесом. Характерными ее признаками стали не только различные льготы и компенсации, но и общественные слушания, проводимые по нефтегазовым и другим проектам. Численность представителей малых коренных народов хотя и не превышает 2% от общего населения Югры, зато ежегодно растет.

"30 оленей — это немного"

Со сцены, которая установлена посреди заснеженной площади, доносится музыка, похожая на шаманские напевы. Под нее исполняют свои традиционные танцы ханты и манси, представители коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (ХМАО). Вдоль площади — ярмарка, где продаются украшения из бисера, унты, шапки и другая одежда из оленьей шерсти, неподалеку стоят палатки и чумы, в которых готовят еду. Молодые ребята соревнуются в метании тынзяна на хорей, борются, занимаются прыжками через нарты. Многие семьи привезли с собой оленей для гонок на упряжках. Так в Когалыме — западносибирской столице нефтяной компании ЛУКОЙЛ — проходит ежегодный День оленевода. В этот раз в празднике участвует около 50-70 семей. Это все, кто смог добраться до города из тайги. "Всего у меня около 30 оленей. Это немного. Нормально — это когда 100-150 голов",— говорит один из оленеводов и уходит с упряжкой на старт. Соревнования длятся весь день, к вечеру победителям вручают призы: снегоходы, передвижные электростанции, моторы для лодок.

Когалым — город под брендом ООО "ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь" (100% принадлежит ОАО ЛУКОЙЛ). Нефтяники здесь спонсируют буквально все: реконструкцию музеев, строительство дорог, жилья. И получают за это неплохие дивиденды: лояльное отношение местных жителей, включая представителей коренных народов, живущих в угодьях, к их деятельности по добыче нефти. Более 50% нефти и газа от общих объемов ЛУКОЙЛа добывается западносибирским холдингом. Основная доля добычи нефти приходится на территорию Ханты-Мансийского автономного округа. Всего предприятие ведет добычу нефти и газа на 64 месторождениях, 19 находятся в разведке. В 2011 году нефти было добыто 44 млн тонн.

Общая численность ханты и манси, которые живут в Югре,— около 50 тыс. человек. За последние десять лет численность коренных народов Севера в округе увеличилась примерно на 7 тыс. человек. Примерно 69% из них живут в сельской местности. Более 600 семей занимаются выпасом оленей, из 30 тыс. поголовья примерно 15 тыс. оленей находятся в частных хозяйствах. Среди других традиционных видов деятельности — рыболовство, охота, клеточное звероводство, собирательство, традиционные промыслы и ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова. Как рассказал президент общественной организации "Спасение Югры" Александр Новьюхов, важно, что сейчас сами коренные народы понимают, что сохранение родного языка, традиционной среды — задача номер один прежде всего для них самих. "Сколько бы бюджетных средств ни выделялось на их поддержание, самое главное — это передача навыков, традиционных ремесел, культуры от человека к человеку",— рассказывает он.

По словам президента "Спасения Югры", у коренных народов Севера сейчас есть как минимум две серьезные проблемы: идентификация и сохранение родных языков. "В 1997 году из российских паспортов удалили графу "Национальность". Теперь, чтобы получить государственные льготы, иногда представителям коренных народов приходится доказывать свою национальность в судах. В муниципальных образованиях ХМАО сейчас составляются списки, на основе которых, например, формируются заявки по квоте на вывоз рыбы и других биоресурсов",— рассказывает господин Новьюхов.

 Проектные слушания

Чтобы добраться до оленьих угодий, мы едем сначала из Когалыма несколько часов по дороге вдоль тайги. На горизонте одна за другой мелькают нефтяные вышки. Их нельзя фотографировать даже с дороги. "Секретный объект",— объясняет наш сопровождающий из ЛУКОЙЛа. По лесной дороге мы еще около часа едем на вахтовке до угодий. Тут живет образцово-показательная семья: несколько десятков голов оленей, мужчины — потомственные оленеводы, женщины делают украшения из бисера. К ним не в первый раз привозят журналистов, олени на чужих людей почти не реагируют. "У нас нет конфликта с нефтяниками, они не заходят на нашу территорию. Единственный спорный момент: когда нефтяники строят дороги, нашим оленям очень удобно по ним убегать.

В лесу их догнать несложно: сугробы глубокие, и олени двигаются медленно, по дороге они идут быстро",— рассказывают представители семьи.

Обычно конфликтов с коренными народами нефтяники стараются избегать. По своим проектам они проводят общественные слушания. Например, в конце 2011 года на общественных слушаниях в селе Варьеган был одобрен проект строительства газопровода УПСВ Западно-Варьеганского месторождения—КС-3 "Варьеганская" с подводящим газопроводом ДНС—Рославльское месторождение—точка врезки. Проект ОАО "Варьеганнефть" предполагает строительство газопровода общей протяженностью около 94 км. Эта трасса газопровода частично проходит по родовым угодьям, владельцами которых являются представители коренных малочисленных народов севера. Разработчики проекта рассказали об оценки воздействия проекта на окружающую среду. По их словам, они добьются улучшения экологической обстановки за счет тушения факелов на Рославльском и Западно-Варьеганском месторождениях. Представители коренных народов Севера не стали противостоять проекту, попросив лишь предусмотреть возможность их трудоустройства.

Но конфликты случаются. В частности, в начале года главы родовых угодий Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа выступили против ООО "Запсибтрансгаз". Они выразили недовольство проектом продуктопровода Пуровского завода по переработке конденсата (предприятие расположено в Ямало-Ненецком автономном округе), который затрагивает и территорию Югры. Как рассказали в Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера, "предложенный проект причинит ущерб исконной среде обитания и традиционным формам хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, таким как оленеводство, рыболовство и охота". Потому что продуктопровод в плане проходит вблизи трех стойбищ, по территории коралей — загона для оленей, ягельным пастбищам. При отрицательном результате согласования с представителями коренных малочисленных народов варианты месторасположения и условия размещения промышленных и иных сопутствующих объектов должны рассматриваться на комиссии по вопросам территорий традиционного природопользования.

Нормативы поддержки

В регионе уже работают различные законы и нормативные акты, позволяющие представителям коренных малочисленных народов Севера получать льготы. "Вообще, "льготы" — это понятие из 1990-х годов. Сегодня мы говорим о мерах государственной поддержки. Малочисленные народы уязвимы, при этом их численность — менее 2% от всего населения округа. Главный результат, которого мы добиваемся,— улучшение качества жизни и, как следствие, прирост численности",— рассказывают в Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера.

Сейчас представители коренных народов, которые находятся в районах традиционного проживания малочисленных народов Севера, освобождаются от уплаты налога на имущество (в части квартир и жилых домов). Нефтяные компании компенсируют народам Севера причиненные убытки в связи "с нарушением или ограничением традиционного природопользования и хозяйствования с определением форм и объемов такой компенсации" (закон ХМАО "О недропользовании"). В муниципалитетах оказывают материальную помощь по закупке лекарств и "обустройству быта". Для ведения оленеводства и коневодства они получают "пастбища с естественной растительностью", пригодной для корма. Общины получают компенсацию процентных ставок по кредитам и займам на покупку техники, строительство складских и торговых площадей. Оленеводы получают субсидии на покупку северных оленей.

В 2011 году окружные власти приняли Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в регионе, которая пока больше похожа на декларацию о намерениях. В документе говорится, что правительство ХМАО ставит задачи "увеличения численности народов, повышения их заинтересованности в ведении традиционного образа жизни, снижения безработицы, сохранения родных языков". Власти округа обращают внимание на вынужденную миграцию народов, которая связана с интенсивной разработкой месторождений Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. На первом этапе реализации концепции (до 2014 года) планируется, в частности, создать электронный реестр малочисленных народов. На втором этапе (до 2025 года) должны быть созданы условия для традиционных видов деятельности — например, представителей ханты и манси должны подключить к проектам по этнотуризму.