Об адекватности восприятия действительности политиками

Ну, вот, и свершилось: в минувшую пятницу Марио Монти выполнил свое обещание и официально подал в отставку с поста главы правительства Италии. Суббота прошла в несколько поспешных и даже слегка нервных консультациях президента республики Джорджо Наполитано с представителями парламентских фракций. К трем часам дня все необходимые формальности были соблюдены, и глава государства объявил о роспуске парламента.

После этого 87-летний гарант конституции и его верные кирасиры с чувством исполненного долга, по-видимому, отправились за рождественскими подарками, а Совмин под председательством Монти вынужден был собраться на вечернее заседание, чтобы на 401-й день своего существования принять последнее судьбоносное решение — назначить новые парламентские выборы на 24-25 февраля 2013 года.

Смерть нерожденного гибрида

Впрочем, и это решение было обусловлено волей Наполитано, который, кстати, передал отставному премьеру озабоченность лидеров ведущих партий по поводу его возможной роли в предвыборной кампании. Особенно беспокоился, конечно же, Сильвио Берлускони, который две недели назад неожиданно выдвинул идею своеобразного политического тандема: он снимает свою кандидатуру на пост премьера в случае, если Монти соглашается возглавить на выборах блок всех «умеренных сил».

Задумано, конечно, было неплохо. Однако входивший в руководство Бильдербергского клуба Монти оказался не таким простаком, чтобы принять условия своего предшественника, явно собиравшегося контролировать политическую ситуацию в стране из-за кулис. Оглушительное молчание профессора в ответ на заманчивое предложение Берлускони, явно раздосадовало политического тяжеловеса. Из ближайшего окружения миллиардера просочились раздраженные слова: «Он мне даже не позвонил…» Почувствовав, что «каменный цветок» не выходит и ублюдочному гибриду под кодовым названием «Монтони» так и не суждено появиться на свет, Берлускони немедленно перешел в наступление. Появившись на одном из своих телеканалов на фоне рождественской елки, он заявил: «Парламент наконец-то распущен, закончился период приостановления действия демократии посредством технического правительства, которое, конечно же, было аномалией». Результатом деятельности кабинета Монти, по его словам, стала «полная катастрофа»: «Не было сделано ничего, не проведено ни одной реформы за исключением введения новых налогов».

А Монти, по-прежнему, медлил, отмалчивался и всячески уходил от ответа на прямой вопрос, намерен ли он вновь бороться за кресло премьера. Все должно было проясниться в ходе его предрождественской пресс-конференции, которая была назначена на воскресенье в правительственном Дворце Киджи.

Рождественский сюрприз

Это странное действо, безусловно, оставило неизгладимое впечатление у всех присутствовавших. На наших глазах «технический» премьер, лишенный к тому же формальных полномочий за исключением права на текущее администрирование вплоть до избрания нового парламента, превращался в настоящего политического лидера. При этом, несмотря на прежний вяловато-монотонный стиль общения с прессой, он выглядел заметно более агрессивным и, защищая деятельность своего кабинета, отпустил ряд столь язвительных замечаний в адрес Берлускони, что стало ясно, двум этим медведям в одной берлоге никогда не ужиться.

Во-первых, Монти вполне однозначно обвинил предыдущее правительство в том, что оно своей популистской и несбалансированной политикой довело Италию до самого края финансовой пропасти. Затем он ясно дал понять, что именно сторонники Берлускони всячески препятствовали проведению реформы правосудия и, в частности, принятию закона о невозможности выдвижения кандидатами на выборах лиц, находящихся под судом и следствием по обвинению в связях с мафией, коррупции и других тяжких преступлениях. Наконец, Монти с плохо скрываемым сарказмом указал, что «с трудом может уследить за ходом мысли» Берлускони, который то предлагает ему возглавить блок правоцентристских сил, то огульно отрицает достижения его правительства. Фактически премьер обвинил своего предшественника в неадекватности.

«Это правительство, упавшее нам на голову неизвестно откуда, за 13 месяцев чего только не сделало, оправдываясь тем, что предыдущее было еще хуже»

А когда Монти заговорил о непотребных «вечеринках», скомпрометировавших высших представителей политического класса, возникло даже ощущение, что профессор готов побороться и за коммунистический электорат.  Впрочем, отставной премьер не стеснялся в выражениях и в отношении крайне левых, и в отношении могущественных профсоюзов, которых он с либеральных позиций обвинил в закоренелом «консерватизме».

Все сказал профессор Монти, только не сказал, как он видит свое политическое будущее. В ходе пресс-конференции он подтвердил, что не будет баллотироваться ни по одному избирательному округу, поскольку в свое время был назначен Наполитано пожизненным сенатором, а значит уже является членом парламента. Одновременно он заявил, что не будет «вставать ни на чью сторону», то есть отказался возглавить формирующееся сейчас объединение центристских сил, которые до последнего момента все-таки рассчитывали на его имя и поддержку.

Впрочем, последние опросы общественного мнения показывают, что эти силы могут рассчитывать лишь на поддержку примерно 12% избирателей, а планы Монти, несомненно, более амбициозны. Отвечая на повторяющиеся вопросы коллег, он все-таки был вынужден признать, что готов будет рассмотреть вопрос о возможном премьерстве, если такое предложение поступит ему от новоизбранного парламента. Иными словами, партия Монти отложена до обнародования результатов выборов, а сам он пока лишь опубликовал в интернете программный манифест под названием «Изменить Италию, реформировать Европу» и письмо к «дорогим гражданам», которых он призывает поддержать свою «Повестку дня».

В думах о будущем

Но, на мой взгляд, самым важным и примечательным сигналом во время пресс-конференции Монти стало цитирование им знаменитого афоризма основателя и исторического лидера Христианско-демократической партии Италии Альчиде Де Гаспери: «Политики думают о будущих выборах, а государственные деятели – о будущих поколениях». Учитывая, что эта фраза была произнесена в тот момент, когда Италия только вышла из катастрофы проигранной мировой войны, совершенно очевидно, какие одежды примеривает на себя Монти – одежды спасителя Отечества.

И вот здесь возникает вопрос об адекватности восприятии реальной ситуации в стране представителями политических элит в целом, а отнюдь не одним Берлускони, который уже многие годы занимается эпатажем почтеннейшей публики. Не желая представать в роли циничного иностранного наблюдателя, передам слово одному из известнейших журналистов Италии Марко Травальо, которому, кстати, не раз приходилось отстаивать свою правоту в суде по искам наиболее влиятельных политиков, включая Берлускони.

«Это правительство, упавшее нам на голову неизвестно откуда (хотя как раз наоборот – это прекрасно известно), за 13 месяцев чего только не сделало, оправдываясь тем, что предыдущее было еще хуже. Они привыкли измерять общественную поддержку, глядя в зеркало или следуя за приказами, исходящими от президента, из Европы, из Ватикана, с Бильдербергских ужинов, от Fiat или из сейфов некоторых банков. Ни разу не ответив ни на один настоящий вопрос, так называемые «техники» считали себя суперпопулярными только потому, что крупнейшие газеты каждое утро курили им фимиам, а в вечерних выпусках новостей их облизывали со всех сторон. Закрывшись в своем замкнутом мире, перепрыгивая из служебных машин прямо в политические салоны, никогда не касаясь земли, они стали проникаться идеей создания собственной партии под названием «Повестка дня Монти». Ведь люди, которых они не имели удовольствия знать, проголосовали бы за них в массовом порядке…»

Не буду далее цитировать этот зубодробительный текст, в котором власти  предержащие изображены во всей своей красе, без малейшего пиетета. Задам лишь один простой вопрос, ответ на который «дорогим гражданам» хотелось бы получить у Берлускони, Монти и многих других известных политиков.

Господа, вы, вообще, представляете себе, в каком мире вы живете?