«Речник» снесут, потому что так хочет Лужков

На модерации Отложенный

Поселок разделился на две части: под нож бульдозера попали только дома, построенные на московской земле, федеральную территориию пока не трогают

22 января поселок «Речник» продолжает быть блокированным сотрудниками милиции и чоповцами, хотя строительная техника оттуда выведена накануне вечером. За минувший день в садовом товариществе снесены два дома и наполовину разобран третий. Среди жителей циркулируют несколько слухов относительно того, что будет на месте снесенного «Речника». Многие считают, что здесь построят элитные коттеджи. Префектура Западного административного округа эту информацию категорически опровергает. Чиновники говорят, что вместо поселка будет парковая зона. Но главное не меняется: в любом случае, часть поселка пойдет под снос.

Можно ли еще отстоять свои дома жителям «Речника», рассуждает руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.

«СП»: - Андрей, как вам видится ситуация?

- На сегодня техника остановилась, ничего не сносится. Но побывав вчера в «Речнике», мне удалось своими глазами увидеть, что огромное количество милиции присутствует при сносе, и используется в качестве основного силового аргумента при воздействии на жителей, которые не знают, к кому придут следующему, чей дом будут сносить. Они до сих пор не согласны с принятыми судебными решениями, потому что большая часть из них были заочными. При этом есть определенное разделение по земле, которая находится на территории «Речника» - это московская земля и федеральная. Так вот, в отношении участков на московской земле решения судов уже состоялись практически по всем домам. По домам, расположенным на федеральной земле, пока нет ни одного решения, и непонятно, будут ли они вообще.

«СП»: - То есть, те дома, которые снесли, располагались на московской земле?

- Да-да, решение судов есть только по московской земле, и только московская власть совершает какие-то действия.

«СП»: - А что относительно слухов, если верить которым, то на месте «Речника» собираются строить элитный коттеджный поселок?

- Местные жители считают, что есть политика двойных стандартов. Забор в забор рядом с «Речником» стоит так называемая детско-юношеская спортивная школа, которая в интернете называется жилым комплексом «Остров фантазий», стоимость жилья в котором оценивается в 10-15 тысяч долларов за один квадратный метр. По слухам, по сообщениям СМИ, там живут, в частности, федеральные министры Голикова и Христенко. На этой территории имеется гольф-клуб. Для увеличения гольф-клуба, возможно, будут задействованы земли, которые сейчас находятся на территории «Речника».

«СП»: - Задействованы кроме федеральной части «Речника»?

- В СМИ гуляет информация, что, возможно, вся территория поселка будет использована под гольф-площадку, потому что всего 42 дома находится на московской территории из 214 домов поселка. Но дома расположены компактно, и, думаю, снос поселка незначительно увеличит гольф-поле.

«СП»: - Если увеличит незначительно, зачем, как вы думаете, власти затеяли такой громкий скандал, в котором легко потерять популярность? Почему коса нашла на камень?

- Это уже второй эпизод борьбы с дачниками на территории парка «Москворецкий». Не так давно снесли садовое общество «Огородник», в котором было около 150 домов. И незначительное количество судебных решений. Однако строительная техника вошла в поселок, и за два-три дня снесла все дома, и жители никак не смогли этому противостоять. Но «Речник» отличается тем, что его жители видели, как сносят «Огородник», и сумели организовать протест. «Огородник», к сожалении, не смог этого сделать. Но власти подумали, что тактика сноса «Огородника» пройдет и в «Речнике» - и ошиблись.

Я не думаю, здесь нет желания власти противопоставить себя жителям. Просто глупость отдельных чиновников и нежелание идти на контакт. Наша фракция организовала в Мосгордуме «круглый стол» именно для того, чтобы создать базу для нормальных переговоров, для нормального разговора. Хотя бы для сообщения людям о наличии судебных решений, о том, какие дома будут сноситься. Чтобы все это проходило в дневное время, без потасовок. То есть, жители «Речника» согласны, что если есть решение суда, оно должно быть исполнено.

Претензий ни у кого по этому поводу нет. Другое дело - содержание судебного решения.

Взять один из домов, который вчера был снесен. Я был 21 января в этом доме. Я потребовал у судебных приставов исполнительный лист, и он оказался на другого человека, не на хозяйку, которая говорила, что у нее есть садовая книжка. Представители префектуры ответили, что хозяин определялся их комиссией, вне зависимости от садовых книжек. А кроме садовых книжек, никаких документов, подтверждающих право пользования садовым участком, у жителей «Речника» нет.

«СП»: - Андрей, получается странная ситуация. Если у человека нет прав собственности на землю, он строит незаконно - насколько правомерно его там терпеть?

- В 1953 году эти земельные участки - по сути, на территории болота - были переданы строителям гребного канала.

«СП»: - Под огороды были переданы, без права застройки...

- Да. Потом было принято решение о разрешении постройки дачных домиков для хранения садового инвентаря. Эти домики были построены. Но наше законодательство развивается. В Москве в 1990-е были приняты СНиПфы для строительства садовых домов. На сегодняшний день действующее законодательство позволяет строить в том числе и капитальные строения на подобных участках - для ведения садоводчества.

«СП»: - То есть, с юридической точки зрения, можно обосновать законность этих домов?

- Думаю, да. Судебное решение, если оно вступило в силу, безусловно, нельзя оспаривать. Но у нас высшим законом является Конституция. А в ней записано, что высшей ценностью являются права человека. И реализация законов, их содержание, должно руководствоваться именно правами человека. В данном же случае, то, что 50 лет люди пользовались этими участками, никем не учитывается - в 1998 территория парка «Москворецкий» была признана особо охраняемой, а в 2006 решили сносить дома. Но люди пользовались участками, строили на них, вкладывали деньги. Но это никого не волнует. При этом надо учесть, что часть жителей - это совсем не олигархи, это люди, которые продали свои квартиры, построили там дома, и жить им негде.

«СП»: - Фракция КПРФ - за нормальный диалог, за то, чтобы не гнать лошадей в конфликте со сносом поселка. Но коммунистов в Мосгордуме всего трое. А что думает по этому поводу наша славная фракция «Единая Россия»?

- Славная «Единая Россия», в лице председателя Мосгордумы, говорит, что раз есть судебное решение - его нужно выполнять. Что дачная амнистия не распространяется на эти участки, поэтому люди являются захватчиками земли, и их строения должны быть снесены.

«СП»: - То есть, исходя из этого, шансов отстоять «Речник» мало?

- Если не появится политической воли в данном вопросе, скорее всего, судебные приставы и дальше будут исполнять решение суда. Сейчас многое зависит от решения федеральных властей, будут ли они через суд требовать сноса незаконно возведенных строений.

«СП»: - Где?

- На территории федеральной земли «Речника»

«СП»: - А о домах на московской земле речь вообще уже не идет? По ним решение принято, и они будут снесены в любом случае, так?

- По московской земле практически по всем участкам уже состоялись судебные решения - 37 решений вступило в силу.

«СП»: - И их оспорить уже нельзя?

- Только в международных инстанциях. Но ведь есть другое право, политическое: до решения вопроса путем мирного урегулирования органы исполнительной власти имеют право отозвать исполнительный лист на определенный срок. Чтобы предоставить жителям возможность либо самостоятельно разобрать эти дома и снести, либо просто создать условия для цивилизованного сноса. Сегодня же приезжает неожиданно техника сносить дом, жители которого даже не знают, что по нему принято решение суда, и судебные исполнители выставляют счета за снос - от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. На самого жителя.

«СП»: - Это такая дополнительная воспитательная мера?

- Знаете, эта мера за два года забрала 12 жизней ветеранов, которые там живут. Там много ветеранов, которые прошли войну и заслужили право занимать эти участки.

«СП»: - То есть, в конечном итоге, все упирается в желание московской исполнительной власти проявить твердость?

- Думаю, да.