Что остановит деградацию населения России?

На модерации Отложенный

Нужно понять, как не сделать серьезных ошибок, понять, как сделать, чтобы население страны выжило. Назначать отраслевые приоритеты нужно, понимая, что нам надо регионализовать политику. Важно понять, что две трети населения живет в никаких регионах. 50% живет там, где кормили, кормят и будут кормить. В этих условиях мы должны модернизировать экономику.

Мы живем в стране, в которой «хотелки» реализованы быть не могут. Мы должны понять контекст связи региональной и федеральной политики. 60% чистой миграции в России - Москва и Московская область. Это поломать нельзя до тех пор, пока будет такая дифференциация [регионов по доходам, как сейчас]. Первое - это правильно понимать коридор возможностей. Какое в России население? Хочу напомнить, что деградация населения идет с 1960-х годов. В эпоху экономического роста у нас ожидаемая продолжительность жизни сокращается - это предуральская, уральская территория, Западная Сибирь.

Переходить надо в формат не регионов, а городов. Все будет зависеть от того, как ведут политику главы городов. Мы не понимаем, что делать с малыми и средними городами.

Если Россия хочет модернизироваться, она может модернизироваться только одним путем - создавать инновации в центрах и двигать это естественным путем. Инкубатор в Пупкинске создавать нельзя, но мы продолжаем это делать.

Должен быть баланс двух типов социальной политики - баланс социальной защиты и развития социального потенциала, вытаскивания из малых городов тех, кто на это способен. Главная задача - прекратить деградацию. Необходимо создать лифты, кто может - будет подниматься, кто не может - тот лежит, но поддерживается, что называется, с умытым лицом.

Инвестиции в городскую среду: без подъема среды городов мы вообще ничего сделать не можем. Свобода местного самоуправления. Правильное, качественное образование: надо сокращать вузы, но не надо это делать в рамках кампанейщины.

Если мы сможем работать через городское развитие, мы поймем, что делать с этими двумя третями населения. Пока мы не перестроим работу с пониманием того, что единые ярлыки не работают, мы и дальше будем создавать «программы социального развития».