"Бешеные деньги": спектакль о человеческих страстях

На модерации Отложенный

Этой осенью я случайно, по делам службы, попала в театр "Содружество актёров Таганки", где познакомилась с начинающим режиссёром Марией Федосовой,  актёрами театра Владимиров Завикториным, Дмитрием Карпеевым, Дмитрием Белоцерковским, Романом Серковым и другими.

Мария Федосова в этом году поставила свой дебютный в режиссёрской роли спектакль "Бешеные деньги" по одноимённому произведению А.Н. Островского. Сегодня модно в театрах ставить классику, и, казалось бы, что такого особенного может быть в этом спектакле? Но произведения российских классиков ценны тем, что практически невозможно понять все их смыслы с первого прочтения. Именно поэтому мы любим перечитывать любимые произведения, вновь и вновь открывая в них смыслы и идеи.

Марии Федосовой удалось отразить в постановке глубокие смыслы, заложенные Островским. Спектакль отражает человеческие страсти - к деньгам, к красоте, к власти и т.д. Символом страсти, зрелищно обыгранном в спектакле, является яблоко. Здесь же вспоминаются библейские сюжеты с Адамом и Евой и некоторые другие. Все герои спектакля равны в том, что все они испытывают те или иные человеческие страсти. Удивительно, что в спектакле нет отрицательных персонажей - все они, объединённые общей слабостью, по-своему привлекательны. У каждого из них своя судьба, и все они остаются верны выбранному пути, прекрасно осознавая, куда он их ведёт. Они знают свои слабости, но идут вперёд, оставаясь верными себе, и, может быть, это создаёт каждому из них их человеческое величие. Они не пропадут в этой жизни.

Как Мария Федосова заявила в интервью агентству РИА-Новости, она рискнула перенести время действия пьесы в 1912-1913 гг., перед началом гражданской войны, когда человеческими умами овладевали страсти к моде, богатству, власти, ощущался "пир во время чумы" перед надвигающейся катастрофой.

В спектакле, в отличие от произведения Островского, великолепно обыгран феномен синематографа. Как именно - расссказывать не буду, это нужно увидеть, ведь такого больше нет ни в одном театре!

Наверное, нельзя выделить главных героев спектакля, так как все внесли значимую роль в создание его атмосферы. Но на мой зрительский взгляд, фундамент спектакля сделали Дмитрий Белоцерковский (Телятев), Владимир Завикторин (Васильков) и Дмитрий Карпеев. Белоцерковский и Завикторин своей непревзойдённой игрой расставили в спектакле смысловые акценты, создали некую симметрию разгула страсти и торжества разума. Дмитрий Карпеев, который сыграл в спектакле трёх слуг, стал неким связующим звеном, придав спектаклю законченность и гладкость.

Конечно, нельзя не отметить яркой игры Полины Фокиной (Чебоксарова), Ирины Усок (Лидия) и Михаила Басова (Кучумов), Романа серкова (Глумов) - они прекрасно сыграли свои роли. Спектакль "Бешеные деньги" стал дебютным для художника,студентки Школы-студии МХАТ Марины Ивашковой. По словам Марии Федосовой, важную роль в режиссуре спектакля сыграла балетмейстер Ольга Каплунова. О талантах художника и режиссёра по пластике ничего сказать не могу, но всё было очень гармонично, умеренно и законченно.