Что удалось и не удалось сделать Бараку Обаме
На модерации
Отложенный
Политический обозреватель "Голоса России", профессор Института США и Канады Валентин Зорин - о том, что удалось и не удалось сделать Бараку Обаме за год президентства в США
Мария Кулаковская: Сегодня исполняется годовщина пребывания Барака Обамы в Белом Доме. Я помню, год назад в этот день мы с Вами обсуждали окончание "эры Буша" и даже радовались появлению в США нового лидера. Ваше мнение не поменялось? Оправдываются ли ожидания России?
Валентин Зорин: Ну, ожиданий особых не было. Мы исходили из реальной ситуации. Но, надо сказать, что шаги, которые сделал президент Обама, его администрация, в частности, в отношении России, можно расценивать положительно. Сделаны вполне определенные шаги по отходу от той политики, которая проводилась администрацией президента Буша, вполне существенные, я бы сказал, шаги. В частности, это связано с тем, что, взяв из компьютерной терминологии слово "перезагрузка", его пустили в оборот в отношении американо-российских отношений. И такая перезагрузка, во всяком случае, начала действовать. Какие-то первые шаги в этом направлении сделаны. Это связано и с тем, что в Вашингтон пришел, в Белом Доме находится новый политик, не связанный с вашингтонской политической камарильей. Он практически очень недолго провел до президентства время в Вашингтоне. Но не только, не только. Потому что эти попытки отойти от политики администрации Буша, конечно, связаны и с пониманием необходимости вывести из очень скверного состояния положение дел с Россией, но и с рядом других объективных обстоятельств. Практически к моменту прихода Обамы в Белый Дом совершенно явственно обнаружился провал американской политической стратегии, которая осуществлялась и Бушем, и до Буша - действия как единственного политического центра в мире, претензии на руководство делами в мире
Кулаковская: Валентин Сергеевич, то есть сейчас можно говорить о том, что США при Обаме решили как-то подкорректировать свою позицию сверхдержавы?
Зорин: Можно об этом говорить, потому что Обама принял в наследство целый ряд кардинальных провалов: поражение в Ираке; сложная ситуация, в которой застряли в Афганистане; ухудшение отношений со всеми союзниками - и в Европе, и даже, как теперь выясняется, с таким верным союзником, как Япония, которая начала нарушать правила поведения, существовавшие 40 лет; и неразрешенный кризис на Ближнем Востоке. Еще 3-4 года назад самый дальновидный и опытный американский идеолог Джордж Кеннан написал о том, что Америке необходимо сделать "мучительную переоценку", как он выразился, своей политики. И вот, доля производить эту "мучительную", действительно, для Соединенных Штатов Америки трудную переоценку, эта доля выпала новому президенту Соединенных Штатов. Много за этот год в этом направлении, конечно, он сделать не смог, но определенные усилия предпринимает. И, я думаю, что это имеет неплохую перспективу.
Кулаковская: Валентин Сергеевич, но вот этот отход от политики Буша во внешней политике - это свидетельство трезвой оценки возможностей США как государства, это временное явление или такой ловкий политический блеф Обамы?
Зорин: Отнюдь нет. Вот я сказал, что это, в общем, крах американской политики, американской военно-политической стратегии в мире, обнаруживавший себя в последние годы, вынуждает делать эти шаги. И ведь главным лозунгом Обамы во время избирательной кампании было слово "change" - перемены. Он обещал американскому обществу перемены, а и политическая элита Соединенных Штатов, и общество в целом понимает где-то необходимость этих серьезных перемен. Именно ставка на такие перемены и привела практически политического новичка на политической арене Соединенных Штатов в Белый Дом.
Кулаковская: Но так совпало, что в годовщину Обамы демократы потеряли большинство в Сенате, на выборах в Массачусетсе победил республиканец, Скотт Браун. И это тоже признак того, что Обама теряет свои позиции. Рейтинг его за год упал на 30%. Вот за счет чего он может восстановить свою внутриполитическую репутацию.
Зорин: Я бы не стал говорить о том, что демократическая партия потеряла большинство. Она потеряла одно место в Сенате. Было 60 мест из 100, осталось 59.
Кулаковская: Но это конституционное большинство
Зорин: Большинство достаточно большое.
Хотя, надо сказать, что вот это событие, - казалось бы, ну, что особенного, выборы в одном штате - но это создаст определенные трудности, поскольку по американской конституции Сенат обладает полномочиями утверждать многие законопроекты. В частности, ратифицировать тот договор, который с таким трудом продвигается и до сих пор еще не заключен - Договор о стратегических наступательных вооружениях. Он прекратил действие 5 декабря, не сумели пока договориться. Сейчас руководители Госдепартамента утверждают, что мы накануне его подписания. Договор будет, видимо, в ближайшее время подписан. Но ведь его еще нужно ратифицировать в Сенате. И вот в этом смысле сегодняшнее событие, конечно, имеет значение. Просто труднее будет этот договор проводить через Сенат.
Но мы с вами говорим об изменениях во внешней политике. А происходят серьезные изменения и во внутренней политике. Вот как-то международная общественность, пресса, средства массовой информации как-то прошли мимо сообщения последних дней, когда стало известно, что "на ковер" в Конгрессе приглашены четыре руководителя самых крупных банков Соединенных Штатов Америки: Bank of America, Моргановского банка, Рокфеллеровского банка. Если бы 3-4 года назад кто-нибудь сказал, что это возможно, то его бы сочли ненормальным. А сегодня идет пристрастный допрос руководителей "китов" американского бизнеса по поводу их действий, которые привели к финансовому обвалу, а этот обвал как цепная реакция распространился на всю мировую экономику, к сожалению, нас серьезно затронул.
Но это только часть того, что делает новая администрация, потому что также трудно себе представить, что 3-4 года назад могла идти речь о вмешательстве государства, в дела бизнеса, банков крупнейших, корпораций. А сегодня целый ряд крупных компаний и банков, фактически, ну, если не национализированы, то поставлены под контроль государства. И это в стране, где такие идеи на протяжении десятилетий считались кощунственными. А ситуация, реальная ситуация, сложившаяся в американской экономике, внутри страны, вынуждает, не потому, что Обама такой храбрый человек, который взял и замахнулся на четырех самых крупных банкиров Америки, а потому, что такова объективная необходимость, и это диктуется общими интересами американского бизнеса, того же самого бизнеса. И администрация Обамы действует здесь не по собственному разумению, не по своему хотению, а потому, что объективные обстоятельства, так же как в области внешней политики, внутри страны заставляют идти на эти шаги.
Кулаковская: Ну, а социальные проблемы удается ему решать? Вот, о проблеме здравоохранения, о реформе здравоохранения.
Зорин: Социальных проблем в Соединенных Штатах навалом. И вот, совсем недавно, собственно, на прошлой неделе, был крупный конфликт по поводу нехватки продовольственных талонов, которые получают люди, находящиеся за чертой бедности. Им выдаются за счет государственного бюджета продовольственные талоны, которые дают возможность им просто не голодать. Так что проблем социальных очень много. Но вот, что касается здравоохранения, я бы сказал, что, пожалуй, на сегодняшний день это самый крупный успех президента Обамы, и не только за этот год. Потому что пытались решить эту проблему несколько президентов. Проблема заключается в том, что Соединенные Штаты - единственное крупное, развитое государство, в котором практически нет бесплатной медицины. Там все основано на платной страховке, и, поскольку не все американцы имеют возможность иметь такую платную страховку, то 47 миллионов американцев практически были лишены нормального медицинского обслуживания. И президенту Обаме в этом месяце удалось "пробить" этот закон, хотя еще не вечер. Опять же, его надо утверждать все в том же Сенате.
Кулаковская: Валентин Сергеевич, у меня последний вопрос к Вам. Все-таки, как Вы считаете, удастся ли Обаме реализовать свои далеко идущие планы, и чем он может запомниться нам, помимо Нобелевской премии?
Зорин: Очень хороший вопрос, потому что Обама преисполнен добрых намерений, но давно уже сказано, что добрые намерения ведут в ад. Удастся ли ему, позволят ли ему те, кто, скажем, получают сверхприбыли на гонке вооружений, двигаться в этом направлении? Сумеет ли он преодолеть сопротивление, которое изнутри оказывается, вот, голосование, которое было вчера, показывает серьезное сопротивление, - это покажет время.
Комментарии