Работу НИИ искусствознания признали неэффективной
Ученые-искусствоведы решили доказать чиновникам из Министерства культуры, что их работа по изучению памятников старины, изданию исторических книг может и должна быть востребована. Дело в том, что независимая комиссия признала деятельность НИИ искусствознания неэффективной. Начались разговоры о расформировании. Чтобы разобраться во всем, ученые пригласили к себе руководителей Министерства.
В рабочем кабинете Дмитрия Трубочкина, как в библиотеке. Последние 20 новинок этого года лежат на самом видном месте. Директор научно-исследовательского института искусствознания называет эти книги ответом участникам независимой экспертизы, признавшим деятельность НИИ "неэффективной".
"В институте работает огромное количество людей. Они работают по памятникам, много чего делают, но дело выглядит так, что коллектив выпускает по две книги за 12 лет - это очень странно", - согласен Дмитрий Трубочкин, директор НИИ искусствознания.
Возмущение научных сотрудников вызвала статья в "Российской газете" от 6 декабря. Автор - заместитель министра культуры Григорий Ивлев. По его словам, рабочая группа общественного совета изучила деятельность НИИ и пришла к следующим выводам:
"История русского искусства" - уникальный научный долгострой: за 12 лет выпущено всего 2 тома (1-й и 14-й), следовательно, проект будет завершен к 2084 году. Каждый том "Истории" уже обошелся государству в 1,2 миллиона долларов. Руководство объявило о запуске нового проекта: 60-томного издания о Петре Чайковском. Если он будет реализовываться такими же темпами, как "История русского искусства", то будет завершен к 2372 году, а сумму затрат можете подсчитать сами".
Обвинения в публикации недостоверных данных посыпались на министерство культуры. Разобраться, каковы реальные итоги работы НИИ за 2012 год, приехали Владимир Мединский и советник президента по культуре Владимир Толстой. По их словам, главная проблема НИИ - не научные "долгострои", а отсутствие отлаженного механизма взаимодействия с государством.
"Из всего объема научно-исследовательских работ, которые заказывало министерство в 2011 году, наши институты, вместе взятые, освоили 14 процентов, а 86 было заказано на стороне. В 2012 году размер заказа упал до восьми процентов. Это говорит о полном отрыве между заказчиком и той работой, которая ведется в институте", - сообщил Владимир Мединский.
Причину таких данных в НИИ комментируют так: государство не направляет конкретных заказов, а сами научные сотрудники не привыкли проявлять инициативу и самостоятельно предлагать свои труды чиновникам. Но, по словам Владимира Толстого, только так можно сделать работу НИИ эффективной.
Неэффективный - значит, ненужный, говорят ученые. Один из самых волнительных вопросов на повестке дня связан с расформированием НИИ. По словам ведущего научного сотрудника Натальи Сиповской, вскоре после публикации статьи о "неэффективной деятельности НИИ", в прессе стали появляться предположения об объединении института искусствознания с другими институтами - культуры и наследия. Отмечалось также, что подобные действия приведут к сокращению штата в семь раз.
"Каждый институт - это "научное дерево" со своей традицией, спецификой, школой. Это "дерево" растет очень долго. Мы знаем пример Мичурина. Конечно, можно у нас и яблони вырастить, но ничем хорошим это не закончится", - уверена Наталия Сиповская, ведущий научный сотрудник НИИ искусствознания.
На вопрос о том, будет ли расформирован НИИ, Владимир Мединский ответил, что пока решение не принято. Каким бы оно ни было, главное, чтобы работа уникального научного коллектива приносила пользу, добавил министр культуры. Из всех озвученных на заседании проектов уже обещал поддержать два: реестр всероссийских памятников и издание всех сочинений Модеста Мусоргского.
Комментарии