Войска США в Афганистане - золотое дно для Центральной Азии

На модерации Отложенный

Наращивание американских сил в Афганистане, похоже, может стать настоящим золотым дном для ряда авторитарных государств Центральной Азии.

Как объявил в начале декабря президент США Барак Обама, в Афганистан в срочном порядке будет дислоцирован дополнительный воинский контингент численностью 30 тысяч человек.

В процессе реализации этих планов американские военные делают серьезную ставку на Северную сеть поставок, представляющую собой сеть автомобильных, железнодорожных и воздушных путей, пролегающих через Центральную Азию.

По оценкам Транспортного командования США, в настоящее время по Северной сети транспортируется до 35 процентов всех грузов, предназначенных для снабжения американских и натовских войск в Афганистане, снижая тем самым нагрузку на основной маршрут поставок через Пакистан.

По мнению же некоторых обозревателей, истинная ценность Северной сети состоит не в количестве контейнеров, которые можно по ней доставить, но в том, как эта сеть, в частности соответствующие выгодные контракты, помогают подключить государства Центральной Азии к решению стратегических задач, стоящих перед США и Евросоюзом в Афганистане.

"Северная сеть поставок – это политическая конструкция. Стоимость перевозок по этой сети по меньшей мере вдвое превышает расходы на их транспортировку через Пакистан, даже учитывая все издержки [на пакистанском маршруте, вызванные нападениями талибов], – поделился с EurasiaNet своим мнением источник, не понаслышке знакомый с вопросом снабжения войск. – В случае необходимости все военные нужды можно обеспечить, задействовав лишь пакистанский маршрут. Так что Северная сеть обязана своим существованием соответствующему политическому решению".

Согласно последним поправкам в раздел 1223 Акта об ассигнованиях на нужды национальной обороны на 2010 финансовый год, Соединенные Штаты готовы выделить немалые средства Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану и, возможно, Туркменистану на цели, связанные с наращиванием вооруженных сил.

Как явствует из текста поправок, "определенные коалиционные государства", обеспечивающие "военно-тыловую и иную поддержку", будут иметь право на получение "компенсации". Пентагон располагает резервным фондом в размере 1,6 миллиарда долларов, которые может направлять на реализацию программ, подпадающих под инициативы, предусмотренные разделом 1223. Помощь в рамках раздела 1223 также может предоставляться в форме "специального обучения контингента" центральноазиатских стран и "организации поставок в адрес соответствующего государства в связи с таковыми операциями".

По сути, Пентагон может ссудить центральноазиатские государства "специальной техникой", которую не станет требовать обратно. В положениях раздела 1223 говорится, что заем оборудования может производиться "без последующего возмещения". Представители департамента обороны отказались прокомментировать поправки к разделу 1223.

Американские военные стратеги делают все возможное, чтобы обеспечить материально-техническое снабжение операции по наращиванию сид на практическом уровне. Так, например, тысячи американских военных, направляемых в Афганистан, будут перебрасываться через кыргызский Транзитный центр "Манас" под Бишкеком.

Для решения данной задачи американским стратегам предстоит в спешном порядке расширить некоторые из объектов транзитного центра.

Говоря о планируемом потоке военных через транзитный центр, руководитель отдела по связям с общественностью центра "Манас" майор Риккардо Бодден (Rikardo Bodden) не стал называть конкретных цифр. "Летный состав [американских ВВС] выполнит решение президента, – отметил он. – Транзитный центр продолжит выполнение поставленной перед ним задачи по обеспечению передвижения войск, заправке самолетов, воздушной транспортировке грузов и гуманитарной помощи".

"Воздушные перевозки станут одним из основных компонентов доставки дополнительных войск и ресурсов в Афганистан, – добавил майор Бодден. – Летный состав готов выполнить поставленные перед ним президентом задачи".

Судя по объявленному недавно тендеру на строительство столовой площадью 525 на базе Транзитного центра "Манас", в ближайшие месяцы здесь планируется обеспечить питанием гораздо больше человек, чем в настоящее время. По состоянию на 20 января, о своем интересе к участию в тендере заявили три американских и две турецких компании. Кыргызских компаний среди претендентов нет.

Между тем узбекское правительство получает явно неплохой доход от своего подключения к Северной сети поставок. Как явствует из распространенного узбекским МИД заявления, в сентябре, всего через пять месяцев после объявления президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что аэропорт "Навои" будет задействован в транспортировке грузов невоенного назначения для американских войск в Афганистане, доходы аэропорта выросли "в десять раз" по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В отличие от Транзитного центра "Манас", за пользование "Навои" США аренды не платят. Но компания Korean Air, выступающая в деле осуществления перевозок уполномоченным Пентагона, работает непосредственно с узбекскими властями и пользуется существенным налоговыми послаблениями. На настоящий момент в совместный узбекско-корейский проект вложено уже более 60 миллионов долларов.

Что касается транспортировки грузов по железнодорожным магистралям через Казахстан и Узбекистан, то в настоящее время поставлена задача довести их объем до 1400 контейнеров в месяц. Северная сеть поставок работает сейчас в заявленном режиме, однако располагает гораздо большим потенциалом. Ее пропускная способность используется далеко не полностью, учитывая, что доставлять по ней грузы к узбекско-афганской границе можно двумя коридорами по территории Кавказа и из стран Балтии.

Генерал-майор Кеннет С. Дауд (Kenneth S. Dowd), отвечающий в Центральном командовании за материально-техническое обеспечение, прямо говорит о политических соображениях, стоящих за развитием Северной сети поставок. "Мы собрались со стратегами из Центрального командования и представителями военно-политических кругов и рассмотрели другие возможности доставки войск и грузов в Афганистан, – рассказал генерал-майор в ноябрьском интервью журналу Military Logistics Forum. – Мы решили попытаться наладить данные пути сообщения и одновременно помочь нашим политикам и военным в деле взаимодействия с этими странами".