Женщина в православии. Что можно, а что нельзя

На модерации Отложенный

Невозможно привести никакие христианские богословские основания «ущербности», «плохости», «бесправности» женщин в Церкви.

«Плохость» определяется только одним - совершением греха, а в этом и «слабый», и «сильный» пол одинаковы. Я берусь утверждать, что с точки зрения евангельского откровения и церковного вероучения, проблемы «женщина в Церкви» не существует. «Слабый пол» так или иначе, пусть и с оговорками, но представлен во всех сторонах церковной жизни. Напомню, что среди тех, кого Церковь именует «святыми» и кого Церковь представляет как пример христианской жизни, равно почитаются и мужчины, и женщины. Более всех святых и даже более ангелов в Православной Церкви почитается женщина и мать - Пресвятая Богородица.

В современной церковной жизни мы видим женщин философов, богословов, литургистов (специалисты по организации богослужения), педагогов, миссионеров, катехизаторов (обучают новичков основам вероучения), настоятельниц монастырей, журналистов, юристов, бухгалтеров, регентов, старост приходских общин, певчих и даже тех, что прислуживают в храме во время богослужения. Видим даже женщин, что вопреки общему правилу, бывают в алтаре, пусть и для уборки. Знаем представительниц «слабого пола», которые жертвуют Церкви деньги и через это имеют значительное, хоть и непубличное влияние. Общеизвестно, что женщины участвуют даже в церковных соборах и голосуют по важнейшим вопросам. Голос женщин учитывался и на выборах Патриарха.

Особо обращу внимание, что в современной церковной жизни женщины на равных с мужчинами представлены в областях куда более значимых и для нашей культуры, и для жизни Церкви, чем «присутствие в алтаре» или «прислуживание священнику во время богослужения». Писатели, журналисты, учителя, катехизаторы - это те церковные профессии или служения, в которых передаётся церковная традиция, где женщины фактически «влияют на умы» и выступают от имени Церкви.

Достаточно обратиться к православному христианскому учению о мужчинах и женщинах, к учению и опыту почитания Пресвятой Богородицы, а также к христианскому пониманию правил поведения в храме, и всё станет на свои места. Жизнь женщин в отношении Бога и христиан ничем не ущемлена и зависит, так же, как и жизнь мужчин, только от их собственной веры, произволения и усердия.

Несмотря на достаточно ясную евангельскую и богословскую позицию Церкви в отношении «слабого пола», в православии есть определённые моменты, влияющие на церковную жизнь женщин. В данном случае, «практика», являясь более суровой, противоречит «теории», и в обозримом будущем ничего не изменится. Я говорю прежде всего об отношении к «женской нечистоте» и о восприятии женщин через призму архаичного средневекового общества.

Почему женщина не может быть священником?

Осмелюсь сказать, что в конечном итоге, есть только один ответ на этот вопрос и его достаточно, чтобы более не возвращаться к этой теме. Священники призваны в меру сил продолжать служение Иисуса Христа. Они, как и Он, - мужчины и пастыри. Господь - глава той большой семьи, того собрания, что получило название Церковь. Священник - тоже глава, он осуществляет отеческое служение в отношении христианской общины, вверенной ему Богом.

Опыт протестантских церквей и «женского священства» не подходит для сравнения с православием и католичеством. Священство в протестантизме, насколько я понимаю, тождественно понятию «старейшина» и близко к понятиям «староста», «учитель» и «спикер». О священстве в православии я как-то писал, ключевым отличительным моментом является особое Божье благословение, преподаваемое священникам, особые Божьи дары, что необходимы для служения по образу Самого Христа. В православной традиции женщины могут быть и «старейшинами», и «старостами», и «учителями», и «спикерами», но не могут уподобиться Христу в его пастырстве.

О женской «нечистоте»

«Нечистота женщины» - это отжившие своё и необходимые только на определённом историческом этапе, однако проросшие и укоренившиеся в православной жизни ветхозаветные взгляды на родовые процессы в жизни женщины. Вероятно, это произошло из некоторых педагогических и гигиенических соображений, которые в последствии отошли на второй план, уступив место традиционному «так надо».

Для нас важно, что с очень давних (но отнюдь не апостольских) времён женщины в дни «месячного очищения» и в сорокадневный послеродовой период стали считаться «нечистыми». Это понимание наложилось на традиционное для древности, но не всегда одобряемое христианами разделение мира на «священное» и «профанное», когда святыни мыслились как нечто самодостаточное, что можно осквернить. Отсюда, кстати, в конечном итоге и произошёл запрет женщинам входить в алтарь как в «святыню» храма.

Понятие женской «нечистоты» нашло отражение в многочисленных высказываниях церковных проповедников и писателей, а также в церковных правилах (канонах) и молитвах о женщине, родившей ребёнка. Некоторые толкователи сходятся во мнении, что женщинам не рекомендуется без особой нужды причащаться Тела и Крови Христа в состоянии «нечистоты». Хотя даже при таком строгом понимании церковное законодательство не содержит никаких «наказаний» за нарушение этой дисциплины. Иные толкователи указывают, что «нечистота» происходит только от греха, что нет и не может быть связи между «родовыми процессами» и причащением женщин. Не вдаваясь в подробности, отошлю желающих к исследованию этого вопроса и напомню, что ещё в начале прошлого века (до революции) отношение к женщине как к «нечистой» подвергалось серьёзной критике со стороны мирян, священства и даже епископата.

Я понимаю, что для современной женщины достаточно дико читать и знать, что она может считаться «нечистой», а порой даже «ущербной» только за проявления её природы, которые к тому же, благодаря высокому уровню медицины и гигиены, не оказывают ныне никакого влияния ни на что. И тем не менее женщинам надо быть готовыми, что в православных храмах у них могут нетактично поинтересоваться, нет ли у них «месячных».

Об идеале семейности и о многодетности

Что касается восприятия женщин через призму традиционного средневекового уклада жизни, то в православной народной традиции присутствует трудно объяснимый с евангельских и богословских позиций взгляд на женщину как на «подчинённое» во всём существо. Проповедуется идеал женщины как исключительно или многодетной матери, или монахини. Немногодетная семейность, таким образом, осуждается, что воспитывает у многих женщин чувство вины и неполноценности.

Совершенно очевидно, что и строгая подчинённость женщины, и её социальная несвобода, и невозможность «возвысить свой голос», и «молчание в церкви», и конечно же, «многодетная семья», как массовые общественные явления - это часть архаичного общества. Христианство не порождало их и, в общем-то, особо и не превозносило. Просто так сложилось, что фактически всю свою историю христианская церковь жила в традиционном обществе, где для социальной свободы женщины и для немногодетности не было предпосылок. Уже не раз было сказано, что сегодня слишком многое изменилось по отношению к прошлому, чтобы всерьёз надеяться восстановить и тем более проповедовать возможность возрождения многодетности и подчинённости женщины семейному укладу как повсеместного образа жизни. То, что в христианской истории многодетная семья существовала на протяжении веков, не более чем свидетельство, что христианская цивилизация на определённых этапах не достигла ещё такого уровня, когда у супругов возникает обоснованная потребность иметь меньше детей.

Вероучение Православной Церкви говорит нам о том, что семья отражает образ бытия самого Бога и может быть основана только на свободной любви и самоотдаче супругов друг другу и детям. Рождение детей не является целью брака, оно - естественное и желанное следствие супружеского союза. У каждой семьи своя мера и свой жизненный путь. Идеал женщины определяется не количественными показателями, а её верой во Христа, исполнением Его заповедей, служением своей семье и ближним.

Современным женщинам надо понимать, что традиции прошлого и тем более многодетность не могут ставиться как обязательный идеал христианского брака. Вменение женщине подчинённости, а семье - многодетности как непременных обязанностей может привести к тяжёлым последствиям. «Союз любви» может превратиться в некую «казарму» или фабрику по «детопроизводству». Но христиане никогда не отвечали и не отвечают за такую колоссальную задачу, как воспроизводство нации, у них нет обязанности решать демографические проблемы.