Михаил Делягин: Зачем хоронить Ленина второй раз?

На модерации Отложенный

Не будите лихо, пусть спит тихо, предостерегает в канун очередной годовщины смерти Владимира Ульянова директор Института проблем глобализации в прямом эфире радио «Комсомольская правда».

- Михаил Геннадьевич, 21 января - годовщина смерти Владимира Ильича Ленина. Серьезная в еще не столь далекие советские времена дата. Ныне же это лишь повод поговорить о том, что пора, пора выносить вождя мирового пролетариата из Мавзолея. И по политическим мотивам, чтобы окончательно покончить с коммунистическим прошлым. И по человеколюбивым. Надо же его похоронить по-человечески, сколько можно телу лежать наверху?

- Не будем забывать, что Ленин на Красной площади был именно «похоронен», как положено, и даже по церковным канонам - ниже уровня земли. Поэтому официальное требование демократов - похоронить Ленина - выглядит извращением здравого смысла: зачем хоронить второй раз? Они просто хотят надругаться над его могилой, отомстить ему за успешный порыв огромных масс людей к свободе и просвещению, и прикрывают это свое желание благообразными терминами.

- Любопытно, что в последние годы о Ленине если и вспоминают, то только в связи с Мавзолеем. Вынести тело ради полного торжества демократии? Оставить, чтобы не будоражить избирателей-пенсионеров? Все сконцентрировано на его преемнике, верном ленинце Сталине. Периодически нас стращают возвратом сталинизма. Враг у ворот! Много шума наделал телепроект «Имя России». Усатый вождь едва не стал этим самым именем. Внесли вовремя коррективы. Победил Александр Невский.

- Александр Невский - тоже неплохо. А причины большей популярности Сталина по сравнению с Лениным просты. Ведь историческая функция Ленина заключалась в разрушении сгнившей системы. Он действительно гений - и тактик, и стратег. Ошибок делал много, но достаточно быстро исправлял большинство из них. Ленин ведь был последний наш руководитель, который старался исправлять свои ошибки, конечно, если не брать Сталина, раннего Хрущева, Брежнева, Андропова. Остальные наши руководители своих ошибок не исправляли принципиально, даже если и осознавали.

Так вот: эпоха Ленина была эпохой разрушения, хаоса. В горниле гражданской войны выковывалась основа нового общественного порядка, но она вышла на поверхность и наглядно реализовалась уже при Сталине. Наше современное общество «наелось» разрушением, мы в этом разрушении пребываем уже более 20 лет, и 2000-е годы от 90-х в этом отношении отличались не принципиально. Пафоса было больше, «понтов» немеряно, гламур вонял вовсю, разговоры велись правильные, а объективные процессы продолжались те же самые. А в социальной сфере ситуация даже усугубилась, потому что в 90-е годы еще держался советский запас. В силу этого человек эпохи разрушения - герой не нашего времени.

А вот у Сталина совершенно другая историческая функция. Он человек, который карал и созидал! Делал то, в чем наиболее нуждается современная Россия. Причем, карал не только и не столько, выражаясь современным языком, «начальство», сколько народ. Но, поскольку жаловалось на него именно «начальство» в лице интеллигенции и руководителей разных сортов, в общественном сознании зафиксировалось, что он карал именно «начальство».

Зафиксировалось, что Сталин наказывал руководителей разного рода за преступления против своей страны, своего народа. Он выступил своего рода Воландом, который наказывает по заслугам, но вне права, потому что права нет. Ведь начало эпохи Сталина - это принципиальный отказ от права в нынешнем его понимании. Это была эпоха, когда нарком юстиции (!) просто говорил, что факт или отсутствие факта преступления не важно, а важно социальное происхождение. И ведь порожденный этой логикой термин «социально близкий» держался очень долго - до эпохи Хрущева, а в 2000-е годы вновь вошел в оборот.

Но наказание «начальства» в Сталине как фигуре современного общественного сознания не главное. Главное, что он был строитель. Это очень важно. Посмотрите: Лужков - строитель современной Москвы, и ему за это - и, конечно, за то, что он не отдал Москву либералам на поток и разграбление - прощают буквально все.

У грузин самый великий во всей их истории царь - Давид Строитель, на него до сих пор буквально молятся. Но был ведь еще один грузин-строитель, правда, в значительно больших масштабах. При Сталине построены не только до сих пор комфортные и престижные дома.

- Ну да, в столице их до сих пор зовут «сталинскими высотками».

- При нем построены промышленность, инфраструктура и все остальное.

- Но какой ценой! Вот вопрос.

- Я не являюсь сталинистом, я плохо отношусь к Сталину, потому что он сделал многие непозволительные вещи. Но нужно воспринимать его не только как человека, но и как историческое явление. Его жестокость - следствие того, что он был в прямом смысле слова исчадием гражданской войны. Но он очень сильно старался, и более добросовестного руководителя у нас, увы, не было. Поэтому общество, глядя на многих других руководителей и соотнося их деятельность с деятельностью Сталина, творит о нем в буквальном смысле слова легенду.

И сейчас именно Сталин - единственная фигура, которая в общественном сознании выиграла бы выборы в Российской Федерации, причем без всяких вопросов, в первом же туре. И ответственные, честные демократы проголосовали бы тоже: ругались бы, кляли на чем свет стоит, но одна мысль о том, что нужно бороться с коррупцией, вернула бы их к здравому смыслу, и они проголосовали бы за Сталина.

- Согласен, реальная, а не на словах, борьба с коррупцией - одного этого было бы достаточно.

- Что касается Ленина, то, повторяю, на его долю выпала совершенно иная историческая функция - разрушение. С другой стороны, очень многое из того, что скрывала о нем советская история, выяснилось совсем недавно. Про Сталина ведь нехорошие вещи были известны давно: ХХ съезд КПСС не замолчишь. И, когда сегодня либералы требуют осуждения Сталина, приходится им напоминать, что сильно мною не любимая Коммунистическая партия Советского Союза товарища Сталина уже осудила за полвека до их истерик. Причем, осудила по полной программе, в выражениях совершенно не парламентских.

- И даже из Мавзолея вынесли!

- Вся антисталинская деятельность либералов - это традиционная для них попытка ввергнуть страну в прошлое и превратить в первоочередную новость события полувековой давности.

Так вот, возвращаясь к Ленину: общество узнало о нем много плохого, аморального. Сталина ведь советская пропаганда выводила за скобки, чтобы не подставляться, а Ленин рисовался пряничным добрым дедушкой. А он совсем не был добрым дедушкой. Он тоже был исчадием, и не только гражданской войны 1918-1921 годов, но и восстания 1905 года, и террористической войны, которая шла все первое десятилетие ХХ века. Мы знаем только наиболее высокопоставленных жертв этой войны - Столыпина, князей, некоторых министров. А ведь убивали сотнями чиновников среднего звена и даже полицейских. Это не преувеличение: по улицам Москвы вне всякой революции 1905 года ездили революционеры на «Форде» и расстреливали городовых. Это был постоянный терроризм, очень страшный для всех. Наконец, старший брат Ленина был казнен.

- Тоже как террорист.

- И Ленин, как и Сталин, тоже был исчадием гражданской войны, только другой, более ранней. А на войне как на войне - была и жестокость, и беспринципность. Причем, с обеих сторон. У нас любят вспоминать революционеров, которые брали деньги у японцев во время Русско-японской войны. Правда, в основном брали левые эсеры, а не большевики, которые тогда были слишком слабы для того, чтобы привлекать интерес японцев.

Но можно вспомнить факт, который даже большевики в своей антицаристской пропаганде 20-х годов стеснялись произносить, потому что он слишком страшен. Во время русско-японской войны японцы через третьи руки покупали лучшие на тот момент в мире винтовки - русские трехлинейки Мосина. В конечном счете они покупались у мануфактур, которые были не казенными, а принадлежали Николаю II. Это была личная торговля с врагами. Вряд ли Николай II это понимал, он был плохим руководителем, но государственная система это не понимать не могла. Так что все были хороши! Когда мы говорим, что империя загнивала, это правда: загнивание было всеобъемлющим. И Ленин как продукт этого гниения, как инструмент этого разложения не может сегодня вызывать большой моральной поддержки.

Важно понимать, что Ленин состоит из двух половинок. С одной стороны, это жестокий и очень циничный тактик, гений борьбы за власть. Поскольку от нас эту часть его личности скрывали, она поразила общество. Сейчас она стала очевидной в силу уже не антикоммунистической истерической либеральной пропаганды, но в силу исторических исследований, достаточно честных и открытых.

С другой стороны, Ленин - гениальный стратег. То, что Уэллс назвал «кремлевским мечтателем». Исключительно редко встречается гениальность обеих частей личности - и тактической, и стратегической. Именно поэтому он вошел в историю как один из людей, которые наиболее сильно повлияли на всю историю человечества вообще. Ленин действительно гениальный стратег. Но Сталин, воплотив его мечты в жизнь и развив их дальше, тем самым затмил Ленина как творца.

Это просто аберрация зрения. Если мы сейчас перенесемся в 1918 год, даже в 1920-1921 год, в отмену военного коммунизма, то мы фигуру Ленина должны воспринимать как совершенно титаническую. С введением нэпа, например, он совершил колоссальный разворот к здравому смыслу, причем, внезапный и враждебный для его соратников. Мандельштам писал по другому поводу: «Огромный, неуклюжий, скрипучий разворот руля. Мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля». Ведь все соратники Ленина в кровавой горячке гражданской войны требовали давить крестьянские восстания, убивать негодяев-контрреволюционеров.

- Особенно трагичной была судьба тамбовских крестьян-мятежников.

Недаром Солженицын назвал тамбовское восстание «красной Вандеей».

- А Ленин понял, что большевики - и в первую очередь он сам - заигрались, увлеклись, что человеческая, а значит, и историческая правда на стороне этих контрреволюционеров, которых большевики травили газами. И он тех, кто сопротивлялся с оружием в руках, добил, потому что ничего не сделаешь, а всю политику государства развернул в соответствии с их требованиями.

Это истинное величие.

В целом Ленин был человек потрясающей энергии и силы. Есть воспоминания совершенно аполитичного человека послереволюционных времен, как он попал в цирк на митинг, и внизу по арене бегал человечек и что-то неразборчиво кричал. Микрофонов тогда не было, и в задних рядах ничего нельзя было разобрать. Но энергия у этого человечка - а это был Ленин - была такая, что к концу митинга все готовы были идти за ним куда угодно.

А сегодня тема выноса Ленина из Мавзолея педалируется не только ненавистью к нашей истории, не только стремлением отомстить мертвым за собственное убожество, не только страстным желанием поплясать на костях, но и мелкими тактическими интересами.

- Есть ощущение, что тело стало разменной монетой.

- Как только нужно что-то получить от господина Зюганова, нажимается кнопка, и пара-тройка дежурных подрабинеков, которые всегда на подхвате, начинают петь свои песни про «вынос тела». Как только зюгановская КПРФ идет на попятную и договоренность достигается, клоуны прячутся: их дело сделано, тема закрыта.

Честно говоря, намерение разрушить Мавзолей и надругаться над могилой Ленина - это еще и стремление надругаться над историей и культурой. Потому что Мавзолей - часть культуры нашей страны, ансамбль Красной площади неповторим. Единственный способ перезахоронения Ленина, о котором можно говорить, это выставить вместо его тела голографическое изображение, которое ничем не будет отличаться от подлинного.

- Технически это возможно в наше время.

- Но зачем? Ведь можно по-прежнему сохранять тело.

- Говорят, большие расходы требуются на лабораторию, занимающуюся сохранением тела вождя. А вы воруйте поменьше, чуть-чуть, всего на полпроцентика, и денег на все хватит. Генпрокуратура посчитала, что масштабы коррупции по величине сопоставимы с федеральным бюджетом. Так что даже крошечного снижения масштабов воровства хватит не только на лабораторию, но и на многое другое. Да и в целом это отговорка. Когда наше государство говорит, что ему на что-то не хватает денег, как правило, это означает, что оно чего-то не хочет делать. Потому что даже во времена, когда денег и вправду не хватало, на политические цели всегда их было сколько угодно. Достаточно вспомнить выборы Ельцина в 1996 году.

- Дочь Ельцина в своем блоге сейчас подробно пишет о том, как тогда выносили и заносили деньги в коробках из-под ксероксов, из-под бумаги. Немалые деньги. Для тех же артистов, что выступали в поддержку Ельцина.

- А вот когда что-то не хочется, тогда денег ни на что не хватает. А гробокопателям, любителям повоевать с мертвыми, которые уже сдачи дать не могут, я просто хочу напомнить, что у нас есть замечательный опыт. Помните, у нас вскрыли одну историческую могилу - гробницу Тамерлана. И на следующий день началась Великая Отечественная война. Не надо повторять этот опыт. Я хорошо отношусь к Ленину в целом. Но, если кто-то относится к нему плохо, вспомните поговорку - «Не буди лихо, пока спит тихо».

Так вот: не будите! Потому что прецедент есть - Тамерлана разбудили.

Да, конечно, это случайное совпадение. Я не мистик, я во многие такие вещи не верю. Но, когда мы не знаем чего-то точно - лучше подстраховаться. Мы не знаем, что такое тонкие поля, что такое информационные поля, мы не понимаем, как работают телепаты и ясновидцы, значит, есть сферы, в которые просто не надо лезть. Вот на трансформаторной будке написано - «Не влезай! Убьет!» - и не надо туда влезать, не разобравшись, как будка устроена. На Мавзолее написано «ЛЕНИН», а читать надо: «Не влезай! Убьет!». По крайней мере, всяким людям альтернативной патриотической ориентации.

- Михаил Геннадьевич, а ведь споры вокруг тела, и споры яростные, начались сразу после смерти Ленина. Сталин, Калинин говорили, что вождя надо забальзамировать и устроить величественные похороны. Троцкий, Каменев, Зиновьев выступали против бальзамирования. Дескать, уже были мощи Сергия Радонежского, других церковных святых. Ленин всегда был против попов, и что же, по поповским традициям его бальзамировать? Новые мощи появятся.

- Действительно, мощи. Спору нет. Если вы почитаете всю революционную риторику, то увидите: она насквозь религиозна. Потому что религия - это не столько священник в церкви, сколько определенное состояние души. И не важно, чему именно вы поклоняетесь - революции, справедливости, братству народов или тому или иному богу. Если вы поклоняетесь искренне, у вас есть только одна - религиозная - риторика, только одна - религиозная - интонация. И моральный кодекс спасителя коммунизма вы спишете с десяти библейских заповедей, потому что больше не с чего списывать.

Религия - это огромный пласт культуры, который объединяет всех, хотят они этого или не хотят. Бунт Троцкого, Зиновьева, Каменева против этого был вызван не столько их культурными корнями, которые мощей не предусматривают, но, как я полагаю, в первую очередь чисто тактическими утилитарными функциями. Они были тогда самыми сильными политическими фигурами, и смерть Ленина давала власть им в руки. Это означало, что им не нужны были конкуренты. Забальзамированный Ленин как объект хоть и революционного, но поклонения, как слишком сильное напоминание о величии, был им объективным противником. Рядом с ним, как нашим нынешним руководителям рядом с народной памятью о Сталине, нельзя было быть полноценными властителями.

- Однако Сталин-то не испугался забальзамированных мощей, именно на них настаивал.

- Сталин не боялся памяти о Ленине, потому что, думаю, чувствовал, что он фигура, соразмерная ему и войдет в историю в этом качестве. Сталин как-то сказал: после моей смерти на мою могилу нанесут груды мусора, но ветер истории развеет его. Это относится не только к Сталину, но и к Ленину. На примере Сталина мы видим сейчас, что ветер истории развеивает либеральный мусор. Недавно вышла потрясающая книжка Кожинова «Правда сталинских репрессий». Совершенно не сталинистская, очень объективная. С популярным описанием, что происходило и как происходило.

- Кстати, о религии. Есть еще версия, что Ленина специально бальзамировали, чтобы потом оживить. Этакое второе пришествие Ильича революционным потомкам.

- Что касается надежд на воскрешение, мы же не понимаем сегодня в нашей тщете и деградации, какой взлет мечты и взлет уверенности в возможностях человека, в силе человеческого духа породила революция. Это действительно было освобождение и раскрепощение. Ведь коммунисты были не бюрократами - они были людьми, которые подняли человека из грязи. Они искренне хотели убить зверя, который сидит в каждом человеке, и очень далеко по пути обуздания этого зверя продвинулись.

В том числе и в технике. Была ведь масса до сих пор фантастических изобретений. Был Бартини, итальянский «красный барон», гений не только в авиации - он изобрел невидимый самолет, который действительно летал и был невидимым. А другие самолеты делались в кроватных мастерских; это было время всеобщего порыва к творчеству. Тогда ведь казалось, что, раз революция, раз раскрепощается человек, раз в нем стимулируют все лучшее, что в нем есть, и он становится новым, значит, нет ничего невозможного.Чувство осуществимости - это самое главное чувство и в политике, и в жизни. Еще Кеннеди об этом говорил. Его спросили: чем вы отличаетесь от всех остальных, и он ответил: я принес в политику чувство осуществимости. Мы все можем, «нам нет преград ни в море, ни на суше» - именно эта песня должна быть гимном нашей страны.

С чего начался Циолковский? Приходит к Циолковскому в заштатной тогда Калуге русский философ-космист Николай Федоров и говорит: я тут со дня на день изобрету живую и мертвую воду, и всех умерших можно будет оживить. Представляешь, какая на земле будет давка? Не протолкнешься, ни еды, ни воды не хватит. Нужно срочно осваивать другие планеты, потому что здесь будет слишком тесно. Давай быстренько изобретай космический корабль. Живую и мертвую воду пока, как мы знаем, изобрести не удалось, зато космические корабли летают.

- И первым в космос полетел наш человек. Началось же все с фантастической идеи об оживлении землян и переселении их на другие планеты.

- Это особенность великой науки: нельзя понять заранее, как она реализуется, каким боком выстрелит. Но для великих ученых должны быть великие политики, которые способны их понять. Когда нам сейчас политические карлики, кабычегоневышлистики, коекакеры говорят, что вот, нужен бухгалтерский подход и, если в течение года или трех лет изобретение ничего не дает, оно не имеет права на существование, я напоминаю: был исторический опыт, был государственный деятель, который проводил именно такую политику. Звали его Адольф Гитлер, в девичестве Шикльгрубер. Он закрыл все исследования, которые не давали эффект в течение года - и убил тем самым великую немецкую фундаментальную науку, убил навсегда. Ее больше нет, и она не возродится: немецкий народ есть, а фундаментальной науки у него нет.

И мы должны помнить людей, которые Мавзолей Ленина строили в форме ракеты.

- В форме ступени космической ракеты. В надежде первым оживить Ленина.

- Но и выносить Ленина из Мавзолея - это преступление против культуры и истории России. Об этом могут говорить только люди, которые страдают юношеским комплексом ненависти к своим родителям, которые не могут до сих пор осознать свою собственную историю. Это люди, которые хотят стать Иванами, не помнящими родства. Может быть, им так легче, но нам, России, этого не надо.