Оборонка прорвана на всем протяжении фронта

На модерации Отложенный

Как считают многие экономисты, историки и обыватели, Советский Союз погубил огромный, прожорливый и не способный к конверсии военно-промышленный комплекс, который требовал все больше и больше инвестиционных ресурсов, пока не оставил без них прочие отрасли.

Российскую Федерацию «оборонка» вряд ли погубит: размеры у нее теперь не те, - но слава пожирателя ресурсов никуда не делась. Причем управляется комплекс почти исключительно вручную - как это было во вторник, когда премьер Владимир Путин в Нижнем Тагиле раздавал деньги уральским танкостроителям.

ВЭБ ПОМОЖЕТ

По данным Минпромторга России, представленным в правительство в конце октября (см. документ), два крупнейших оборонных холдинга страны - ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Оборонпром» и входящие в них предприятия - должны банкам, поставщикам, друг другу и бюджету больше 104 миллиардов рублей. Впрочем, не все предприятия, входящие в эти холдинги, прошли аудит, и окончательная сумма может оказаться больше. А вся программа закупок вооружений в 2010 году, по оценке вице-премьера Сергея Иванова, составит только 470 млрд руб.

Как лечить эту финансовую проблему, в правительстве уже придумали. У кабинета премьера Владимира Путина на семь бед один ответ - госбанки. Например, на 21 млрд руб., потраченный ОАО «ОАК» на консолидацию авиационных активов, то есть выкуп акций предприятий у прежних владельцев, Российская Федерация выпустит облигации, которые госбанкам и, прежде всего, ВЭБу придется приобрести.

Часть долгов оборонки госбанкам будет, по словам источника, близкого к Военно-промышленной комиссии правительства , реструктурирована «в долгую», а еще часть государство в 2010 году поможет отдать банкам за счет выкупа дополнительных эмиссий акций головных холдингов на сумму еще около 20 - 30 млрд. рублей.

ШЕСТЬ ПРОБЛЕМ ОБОРОНКИ

Рецепта лечения других болезней российского ОПК, которые лет на 17 старше нынешнего кризиса, пока не придумано. Заместитель главы Минпромторга Денис Мантуров в своем докладе в Военно-промышленную комиссию правительства, (см. доклад) насчитал целых шесть фундаментальных проблем российской «оборонки», решить которые необходимо прямо в начале 2010 года, - иначе вся помощь будет съедена безо всякой пользы.

Прежде всего, ОПК мешают развиваться различные издержки государственного регулирования отрасли, специфика бюджетного процесса и закон о госзакупках.

Например, решению проблемы износа оборудования на заводах мешает затеянная в 2007 году реформа оборонной промышленности. Большинство оборонных предприятий реорганизуется из ФГУПов в ОАО, чей капитал после этого должен быть передан оборонным холдингам или госкорпорации «Ростехнологии». Но в федеральном бюджете средства на закупку оборудования выделяются построчно каждому ФГУПу, а значит, использовать их они смогут только после того, как реорганизация закончится, а в закон о бюджете внесут изменения, в которых заводы будут называться уже по-новому.

Не помогает оборонке и действующий механизм ценообразования: предельные цены на военную продукцию определяются множеством нормативных актов разных ведомств.

Довершает мрачную картину знаменитый своей нелогичностью закон о госзакупках.

По нему, например, невозможно привлечь по конкурсу несколько разных разработчиков военного изделия или нового образца вооружения, хотя на начальной стадии их создания это бывает необходимо.

БАЙКАЛЬСКИЙ ЦБК СБИЛ ТОПОЛЬ-М

В России действуют три вида документов, определяющих, что, как и когда государство будет закупать у оборонной промышленности: государственная программа вооружения до 2015 года, ежегодно формируемый Минобороны и другими силовиками гособоронзаказ и три специальных целевых программы по развитию оборонной промышленности, организации производства материалов для оборонки и развитию электронной компонентной базы.

Все эти программы, по мнению Минпромторга, «выполняются без срывов, однако не обеспечены, в необходимой мере, согласованность по срокам и сбалансированность по ресурсам». Что в переводе на общечеловеческий язык означает, что ведомства, отвечающие за каждую из программ, работают сами по себе и даже во вред другим. На фоне реформы оборонки и кризиса - получается полная организационная и управленческая неразбериха.

В результате Байкальский ЦБК стоит уже почти год, а ракетная промышленность оказалась без беленой целлюлозы, которую делали только там. В списке материалов, которые наша промышленность не производит или вот-вот перестанет производить, больше десяти таких позиций, и многие из них критичны, например, для программы перевооружения стратегических ядерных сил ракетами «Тополь-М».

Источник, близкий к военно-промышленной комиссии правительства, рассказал Slon.ru, что поставленные в письме Минпромторга проблемы пока не решены. Более того, само заседание комиссии, посвященной повышению эффективности работы оборонно-промышленного комплекса, не состоялось. Ведомства не могут согласовать свои предложения в итоговый протокол, спорят о необходимости внесения тех или иных изменений в закон о госзакупках и закон о бюджете на 2010 год, а также отказываются уменьшать свои полномочия ради общего блага.

РОСОБОРОНМИРАЖ

По идее, координировать оборонный заказ должна была Рособоронпоставка - специальное правительственное агентство, созданное в 2007 году. Силовики, в том числе Минобороны, должны были предоставлять в агентство заявки, а оно уже проводило бы закупки и тендеры. Но переход на новую систему сначала отложили до конца 2008 года, а потом и вовсе заморозили из-за кризиса и рисков неразберихи. В 2009 г. Рособоронпоставка освоила меньше 1% выделенных ей бюджетных средств.

За будущее агентства идут нешуточные баталии с применением тяжелой артиллерии. В конце прошлого сообщали, что агентство выведут из прямого подчинения премьера Путина и отдадут Минобороны, но до сих пор на официальном сайте органов государственной власти России http://www.gov.ru оно числится как «премьерское».

По словам источника в аппарате правительства, деятельность агентства заморожена , но окончательный приговор ему не вынесен. Без принципиального решения по органу власти, который на бумаге занимается всем оборонным заказом страны, (а в жизни практически ничем) проводить заседания военно-промышленной комиссии, членом которой является и глава Рособоронпоставки Виктор Черкесов, не будут, уверен собеседник Slon.ru в Белом доме.