Легендарный парад 7 ноября 1941 года
На Красную площадь прямо с вокзала с грохотом въезжали новые танки. Четко маршировали колонны солдат. С парада они шли на передовую, которая проходила всего в нескольких километрах от Москвы. Начиналось контрнаступление, ошеломившее врага.
К этому времени гитлеровцы рассчитывали захватить столицу. Из Берлина прислали огромное количество орденов и медалей. Солдаты вермахта писали домой в письмах, что наконец-то займут теплые квартиры. Генералы рассматривали в бинокли золотые купола. Но они просчитались. Рассказывает военный обозреватель Виктор Баранец.
"За последние годы мне удалось проникнуть в некоторые архивные документы - правительственные и личную переписку. Меня поражал подъем настроения людей, которых снимали из траншей, из блиндажей, с передовых позиций и отправляли на Красную площадь. Представьте, чего стоило нашим танкистам провести безупречно парад в те сильные морозы. Армия выставляла все, чем она была вооружена. По большому счету этот парад на Красной площади стал мощным моральным плацдармом, оттолкнувшись от которого мы погнали фрицев от Москвы. Страна есть, страна отмечает праздники. С нами Кремль, с нами власть. Это событие можно без всякой натяжки назвать историческим".
Танковые батальоны прибыли на парад из Архангельска. Кроме того, Челябинский завод прислал в Москву десятки новых тяжелых танков. Грозные боевые машины не были полностью укомплектованы. Стартеры механики получили и вмонтировали уже во время движения железнодорожных эшелонов.
Всего в параде приняло участие около 30 тысяч военнослужащих и бойцов народного ополчения, продолжает Виктор Баранец.
"Конечно, я смотрел немецкие архивы, письма, директивы. Когда Гитлер узнал о параде, это произвело на него удручающее впечатление. Немцы поняли, что Москва не задохнулась, армия действует. Более того - марширует. И это сыграло деморализующую роль. Кстати, в одном из немецких документов есть указание Геббельса категорически запретить распространять информацию о параде в немецких войсках".
На трибунах Красной площади было немало зарубежных корреспондентов. Так что весть о параде разошлась по всему миру. Оркестром в тот день дирижировал автор знаменитого марша «Прощание славянки» Василий Агапкин. Парад закончился, а он не мог сойти с места. Сапоги примерзли к помосту. Сам он не мог вымолвить ни слова - губы замерзли и не шевелились. Подбежавшие музыканты сняли дирижера с трибуны и под руки отвели в здание ГУМа. Воодушевленные парадом войска Красной армии нанесли ряд сокрушительных ударов по врагу на Можайском, Волоколамском и Малоярославецком направлениях.
В Москве проживают 57 участников того парада. Многие их них в числе тысячи ветеранов Второй мировой войны 7 ноября придут на трибуны Красной площади. Состоится торжественный марш. Гвардейцы мотострелковой бригады, музейные танки и кавалерийская группа Президентского полка воссоздадут историческую часть парада 1941 года.
Комментарии
http://sovmusic.ru/text.php?fname=st_71141
«Обеспечение возможности получения максимального количества
продовольствия и сырой нефти для Германии является главной экономи-
ческой целью данной кампании».
«Мы не видим никаких оснований для того, чтобы мы кормили
также и русское население за счет продуктов, полученных на этих допол-
нительных территориях. Мы знаем, что это является жестокой необходи-
мостью, далекой от каких-либо чувств».
В октябре 1943 года Гиммлер вновь заявил:
«Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или
чеха. Мы возьмем от других наций ту здоровую кровь нашего типа, ко-
торую они смогут нам дать. Если в этом явится необходимость, мы при-
бегнем к отбиранию у них детей и воспитанию .их в нашей среде. Вопрос
о том, процветает ли данная нация или умирает с голоду, интересует
меня лишь постольку, поскольку представители данной нации нужны нам
в качестве рабов для нашей культуры; в остальном их судьба не пред-
ставляет для меня никакого интере...