Для меня День народного единства все-таки не праздник

Народ действительно проявил единство, особенно важное после нескольких лет смуты.

День народного единства учрежден в честь изгнания из Москвы польских, литовских и запорожских вояк, представлявших формально законного на тот момент правителя Руси. То, что он по совместительству был еще правителем Польши, Литвы и Юга Руси, не делало его призвание в Россию менее легитимным. Другое дело, что Сигизмунд Юханович Ваза оттеснил от власти собственного сына Владислава, приглашенного московскими боярами, и пожелал править сам. Но значительная часть бояр с этим согласились.

Решающую роль в выходе из исторического тупика сыграла общая для всех угроза

Другое дело, что содержательная сторона, как всегда, изрядно расходилась с юридической. То, что Сигизмунд Юханович Ваза представлял фактически прежде всего польскую шляхту, уже прославившуюся на всю Европу самодурством, пресмыкательством перед вышестоящими и издевательством над нижестоящими, естественно, привело к тому, что народ не желал принимать такую власть. Поэтому против нее действительно объединился весь народ. В этом смысле мы действительно отмечаем День народного единства. Хотя отмечаем, кстати, с опозданием на три дня, поскольку в XVII веке 22 октября по юлианскому календарю соответствовало 1 ноября по григорианскому, а не 4 ноября, как в ХХ и ХХI веках. В любом случае следует признать, что народ действительно проявил единство, особенно важное после нескольких лет смуты, то есть всеобщего раскола и драки «каждого против всех», как выразился по другому поводу английский философ Гоббс.

Решающую роль в выходе из того исторического тупика сыграла общая для всех угроза. Польская шляхта к этому времени доказала, что не считает равными себе литовских бояр, а большая часть населения тогдашней Литвы - это были именно русские.

Как только стало ясно, что внутри единого государства нет единства даже на уровне высшей знати, то русская знать, естественно, перепугалась, что с ней поступят точно так же.

Надеюсь, что нынешнюю Смуту мы преодолеем и без такой жуткой угрозы

Поэтому под знамена ополчения собралась и высшая знать, включая князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который рассматривался как весьма серьезный претендент на престол. Впоследствии он отказался от престола, дабы не нарушать с таким трудом обретенное единство. Те из знати, кто выступал на стороне поляков и только потом от них отшатнулся, боялись, что в случае избрания Пожарского царем им будут мстить те, кто шел под его знаменами.

Итак, народ явил единство и после этого был един еще три века, прежде чем у нас опять началась Смута. Так что нам действительно есть что праздновать, и мне очень хочется, чтобы в дальнейшем наше единство проявлялось не только в качестве результата Смуты. Я очень надеюсь, что нынешнюю смуту мы преодолеем и без такой жуткой угрозы.

Для меня это, пожалуй, все-таки не праздник. Для меня праздником остается 7 ноября, ибо в нашей жизни, несмотря на все потрясения последней четверти века, все-таки гораздо больше того, что было сформировано в результате процессов, начатых 7 ноября 1917 года, чем того, что все еще напоминает о 22 октября по юлианскому календарю 1612 года.

Конечно, когда устанавливали праздник 4 ноября, никто и не скрывал, что это делается именно для того, чтобы заслонить 7 ноября, чтобы отвлечь народ от этой традиции. Но можно совершенно уверенно и однозначно сказать, что эта попытка не удалась, и лично меня это совершенно не огорчает.