Игорь Моисеев: ноги потом, сначала неси душу

На модерации Отложенный

2 ноября исполняется пять лет со дня кончины выдающегося хореографа уроженца Киева Игоря Александровича Моисеева, создавшего знаменитый Государственный ансамбль народного танца СССР, покорившего весь мир, кавалера 12 отечественных и 18 зарубежных орденов, лауреата десятков премий, человека, проведшего на сцене около 80 (!) лет и поставившего около 300 танцев.

Родился Игорь Александрович 21 января 1906 года в семье обедневшего киевского дворянина адвоката Александра Михайловича Моисеева и французской модистки Анны Александровны Грэн.

Его отец считал, что любая власть есть насилие, отчего политически преследовался, долгое время провел под следствием, и вскоре после рождения сына оказался в тюрьме. Сразу после ареста супруга Анна Александровна отвезла маленького сына в Париж и оставила в пансионате, вернувшись в Россию добиваться освобождения мужа. После оправдания Александра Михайловича сына привезли на родину. В итоге Игорь в детстве несколько лет провел в Париже и свободно говорил по-французски. В Киеве жить было слишком дорого, поэтому семья переехала к родственникам в Полтаву. В восемь лет Игорь впервые проехал с тетками по Полтавской губернии, и именно с этой поездкой связаны его первые впечатления о ярмарочных народных танцах в Диканьке и Сорочинцах. «Это было какое-то неосознанное тяготение. Но я ощущаю его всю жизнь», - говорил впоследствии он.

Игорь Александрович в своем интервью газете «Известия» однажды рассказал: «В детстве, как всякий мальчишка, я больше тянулся к отцу. Он был очень увлекающимся человеком: окончил философский факультет в Гейдельбергском университете, буквально жил идеями социализма, был этаким тургеневским Рудиным... Видимо, настрадавшись от преследований в советское время, он сказал: «Выбери профессию, которая охраняла бы тебя от социальных катаклизмов. В любом случае грация и выносливость тебе не помешают». Так я попал в школу Большого театра, затем в труппу, стал солистом, балетмейстером и понял: я в своей стихии».

В 1920 году И. Моисеев поступил в студию известной балерины Большого театра Веры Масоловой, которая через несколько месяцев буквально за руку привела его в Хореографический техникум Большого театра, куда молодой Моисеев успешно сдал экзамены.

В техникуме он попал в класс заслуженного артиста Императорских Театров, легендарного в ту пору балетмейстера Александра Горского и артиста балета, хореографа и педагога Ивана Смольцова.

По окончании техникума в 1924 году И. Моисеев пришел в балетную труппу Большого театра. Танцовщик вспоминал: «Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на самую низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево. В день первой зарплаты я купил в магазине "Мюр и Мерелиз", напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование!»

Вскоре артист стал солистом балета. Исполнял партии Мато в «Саламбо», Иосифа в «Иосифе Прекрасном», Рауля в «Теолинде». В 1930 году одновременно с деятельностью балетного танцора Игорь Александрович попробовал себя в роли балетмейстера и поставил несколько сюит в оперных спектаклях - «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Турандот» Дж. Пуччини. Поставил балеты «Саламбо», «Три толстяка».

В это время у Моисеева уже проявлялся интерес к народным танцам - в начале 1930-х годов он объездил Украину, Белоруссию, Кавказ и Памир, изучая танцевальный фольклор.

В 1936 году И. Моисеев стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества. В том же году артисту предложили поставить небольшое показательное выступление Малаховского спортивного техникума для парада физической культуры на Красной площади. Выступление имело огромный успех, принесший награды техникуму и авторитет И. Моисееву.

В 1937 году деятельность Игоря Александровича в связи с натянутыми отношениями с начальством была несколько осложнена. Поэтому артист отправляет письмо в Комитет по делам искусств с предложением создать ансамбль народного танца. От председателя Совета Народных Комиссаров В. Н. Молотова последовал лаконичный ответ: «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать».

Отдельно отмечают дату - 10 февраля, день рождения, день первой репетиции Государственного академического ансамбля народного танца, в котором Моисеев проработал до конца своих дней. Также Игорь Александрович занимался постановкой показательных спортивных мероприятий - в 1937 году это был впечатляющий выход белорусов на параде «Граница на замке». Выступлению белорусов выделили всего 15 минут, что было несколько несправедливо, поскольку остальным отмеряли по часу. Хореограф не счел это недостатком и сократил выступление до 7 минут, но сделал его настолько ярким, живым и динамичным, что первое место присудили именно его подопечным, а некоторые участники даже были награждены орденами.

А в 1938 году произошло занимательное событие, о котором Моисеев вспоминал так: «Накануне следующего парада мне позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему... Заметив, что я настроен решительно, Косарев предупредил мои протесты: "Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, почему институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: "Пусть он и сделает". Поэтому мы попросили вас приехать". Мог ли я спорить со Сталиным? Мне ничего другого не оставалось, как вновь заняться физкультурой. К тому же Косарев пообещал: "Даю вам честное слово, если выступление будет удачным, вы наверняка будете отмечены".

Я поставил номер "Если завтра война". Институт занял столь желанное Сталиным первое место».

После этого события проблем у Моисеева поубавилось:было налажено финансирование и выделено помещение для ансамбля - разрушенное здание театра имени Мейерхольда, которое по приказу сверху в кротчайшие сроки было полностью восстановлено. Сейчас на этом месте расположен Концертный зал имени Чайковского, в котором до сих пор работает моисеевский ансамбль.

В первом составе коллектива было 30 танцоров и камерный оркестр народных инструментов. Для поиска хореографического материала артисты регулярно выезжали в экспедиции, возвращаясь с образцами фольклорной музыки и хореографии, из которых сложили и выстроили первые программы - «Танцы народов СССР» и «Танцы прибалтийских народов».

Во время Великой Отечественной войны коллектив Моисеева на фронт не отпускали, а организовывали ему гастроли по Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии и Сибири, на средства от которых (1,5 млн рублей) был построен танк «ГАНТ СССР».

В 1943 году Игорь Александрович открыл хореографическую школу-студию народного танца на базе ГАНТа, воспитанниками которой были артисты многих видных коллективов. Ансамбль служил также платформой для формирования настоящей творческой дружбы народов - для работы над программой «Мир и Дружба» были привлечены иностранные балетмейстеры из Венгрии, Чехословакии, Кореи. В той программе совместными силами удалось соединить национальные танцевальные традиции 11-ти стран мира.

Всемирная слава к ансамблю под управлением И. Моисеева пришла в послевоенное время. Труппа ГАНТ объехала с концертами 60 стран, в том числе побывали в Финляндии, Франции, Китае, Ливане, Египте, Сирии, США, нескольких странах Южной Америки, Индии.

У каждого коллектива есть номера, особо любимые публикой - у ансамбля Моисеева это были «Яблочко» и «Партизаны», каждый раз срывавшие гром аплодисментов.

В 1961 году Моисеев первый раз получил «Оскар» в области танца (второй раз это произошло в 1974 году), а в 1967 году - одну из высших лауреатских наград СССР - Ленинскую премию.

В своем интервью актер вспоминал: «Восемнадцать раз мне предлагали вступить в партию. Я честно говорил, что верю в Бога, что не готов политически. За это мне делали выговоры, замечания, даже кулаками стучали: "Как можно держать такой ансамбль и не быть партийным?" Я отвечал: "А если я буду партийным, я от партийности хорошо буду ставить?" В конце концов, они от меня отстали: "Хоть он и беспартийный, но полезнее любого партийца". Потому что, если надо было разрядить международную ситуацию, посылали не дипломатов, а ансамбль - и мои артисты делали с публикой что хотели. Так было в Финляндии в 1945 г., в послевоенной Европе в 1946 г., во Франции в 1955 г., когда мы, первые из советских коллективов, буквально сорвали "железный занавес" между СССР и Европой, а потом в США в 1958 г. именно мы растопили лед холодной войны».

Так, после выступления ансамбля Моисеева во дворце Шайо в Париже - а это были первые советские гастроли за 40 лет со времени дягилевских сезонов - французская пресса с присущей ей экспрессией писала: «Если концерты моисеевского балета не заставили вас неистовствовать, значит, вы не совсем нормальны».

Игорь Александрович продолжал ставить торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны, например к 60-летию СССР или 40-летию Великой Победы.

Помимо хореографических номеров в народном стиле Моисеев ставил спектакли - например «Половецкие пляски», «На катке», «Ночь на Лысой горе», «Таверна» и другие.

Всю жизнь хореограф провел в сложном, кропотливом, требующем огромных усилий труде.

В 2007 году в возрасте 101 (!) года Игорь Александрович Моисеев скончался от осложненной гипертонической болезни. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Но его ансамбль, его детище продолжает жить, получив его имя. Сегодня его возглавляет народная артистка России Елена Александровна Щербакова. Она говорит так: «Игорь Александрович любил все свои постановки. Особенно "Сюиту старинных русских танцев". Это первый номер, который Игорь Моисеев поставил в только что созданном в 1937 году ансамбле. Номер и сегодня пользуется огромным успехом. Игорь Александрович в свои 95 гениально репетировал его с молодыми артистами, читая наизусть «Песню о купце Калашникове» - чтобы они глубже проникли в русскую душу, лучше поняли русский характер. Еще один из любимых номеров Игоря Александровича - "Арагонская хота" на музыку Глинки... Это - не побоюсь громкого слова - шедевр! А греческая сюита "Сиртаки", поставленная Игорем Александровичем не так давно! 13 раз мы были в Америке, и всегда импресарио просил включить в программу номер "Партизаны" - и каждый раз он проходил на "ура"».

5 июля 2011 года на могиле Игоря Моисеева был установлен памятник. Весьма символична его скульптурная композиция: мужчина и женщина застыли в паузе между танцами. Памятник работы скульпторов Александра Рукавишникова и Сергея Шарова создан на средства Министерства культуры РФ при поддержке благотворительного фонда содействия и помощи ветеранам театра и кино имени Михаила Ульянова. После открытия памятника в Новодевичьем монастыре был отслужен молебен по великому хореографу.

Нельзя не согласиться со словами, произнесенными на церемонии открытия памятника директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ириной Антоновой: «Вклад Игоря Моисеева совершенно исключителен и уникален, он действительно был новатором, он умел соединить самое высокое искусство и насытить классику народным искусством. Он делал то, что делают великие мастера искусства - они укрепляют наш дух».