Военные предпочитают не видеть роста ксенофобии в армии?

И заявляют - виноваты соцсети и трудное детство.

Военная прокуратура наотрез отрицает национальную подоплеку в самых скандальных случаях неуставных отношений. Вместе с тем, в частях ЦВО за последнее время зафиксированы как минимум две циничные выходки уроженцев Кавказа над сослуживцами-славянами, напоминает корреспондент «Нового Региона». Во всех случаях над русскими солдатами не просто издевались, но писали на них слова «Армения», «Азербайджан» и другие «этно-термины». Военные и прокурорские утверждают: на преступления кавказцев толкают не экстремизм, а «военное» детство, молодость и погоня за «лайками» в соцсетях.

«Армения»

Несмотря на растущее число неуставных отношений с признаками межнациональной розни, органы военного следствия и прокуратуры не считают, что в частях повышается «градус» экстремизма и ксенофобии. Об этом стало известно в ходе пресс-конференции в одной из воинских частей под Екатеринбургом - оттуда недавно сбежали солдаты. Во встрече с журналистами, в частности, принял участие военный прокурор ЦВО, генерал-майор юстиции Евгений Иванов. Тему неуставных отношений с признаками ксенофобии в армии поднял «Новый Регион» - дело в том, что наиболее резонансные эпизоды за последнее время как раз произошли в частях Центрального военного округа, штаб которого расположен сейчас в Екатеринбурге.

«В настоящий момент криминально-значимых правонарушений в частях ЦВО нет. Явление национальной розни из ряда вон выходящее, и крайне редкое. Это я вам говорю точно. Потому что у нас в стране вы сами знаете, какое значение придается борьбе с экстремизмом и национализмом. Тем более, в Вооруженных силах, поскольку люди наделены оружием», - уверил собравшихся прокурор ЦВО Евгений Иванов.

Однако сам же напомнил про возмутившую общественность историю, которая произошла на авиабазе Шагол Челябинской области. «Не буду скрывать, что в прошлом году - в феврале было возбуждено уголовное дело в отношении Ваняна, Валиева и Ахмедова - военнослужащих шагольской базы, которые применяя насилие в отношении сослуживцев, в ночное время подняли восьмерых молодых солдатиков, избили их, учинили в их отношении грабеж», - сообщил генерал Иванов. По его словам, потом кавказцы построили русских солдат на плацу и написали на них слова «Армения». И тут же фотографировались, после чего эти снимки рассылали по друзьям, а потом они попали в СМИ.

«Да, действительно, такой факт имел место быть. Мы тогда отработали с органами безопасности в войсках и по результатам расследования дело направили в суд, а эти военнослужащие были осуждены. В том числе по ст.288 УК РФ «Разжигание межнациональной розни», - добавил военный прокурор. Известно, что Ванян получил 2 года лишения свободы, Ахмедов - 1,4 года, а Валиев - 1,2 года. При этом в военной прокуратуре ЦВО говорят, что сразу после этого случая в войсках округа был проведен целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику такого рода преступлений.

«Могу сказать, что в свое время эту ситуацию «прохлопали» соответствующие командиры. Этот конфликт назревал давно - это стало его апогеем. И если бы мы своевременно среагировали, может быть, до этого не дошло», - заявил сегодня генерал-майор юстиции Евгений Иванов.

«Азербайджан»

В дальнейшем - т.е. в течение нынешнего года вопросу национальных отношений, уверяют в прокуратуре, уделяли «постоянное внимание, делясь оперативной информацией, как с командованием, так и службой безопасности в войсках». В случае поступления подобной информации тут же реагируем. Потому что если это оставлять без внимания, это может привести к труднопредсказуемым событиям», - говорит Иванов.

Тем не менее, в октябре этого года в частях ЦВО случился очередной инцидент. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении Мамедова и Мусаева - служащих одной из частей Екатеринбурга. Причем этим делом занималась даже военная контрразведка, отмечает корреспондент «Нового Региона». «Это была уже наша часть (имеется в виду Екатеринбурга, прим. НР) - также собрали сослуживцев, и написали слова «Гянза» и «Азербайджан». Дело возбуждено, сейчас оно расследуется. Обстоятельства пока выясняются, но давать оценку мы пока не будем», - говорят в прокуратуре военного округа.

В свою очередь генерал-майор Иванов полагает (ссылаясь на материалы дела), что применительно к обоим этим случаям, «в их основе лежит не межнациональная рознь и стремление унизить какую-то нацию», а элементарная глупость и бравада. «У этих молодых мальчишек, которые хотят показать - «вот какой я крутой», особенно в последнем (екатеринбургском, прим. НР) случае - это какая-то мода что ли...», - заявил сегодня на пресс-конференции Евгений Иванов.

И приводит в подтверждение показания «поклонников Азербайджана» - Мамедова и Мусаева. «Они говорят, что слышали от своих сослуживцев, что так фотографируются. И вот, решили тоже так сделать. Но пояснить свои мотивы они не могут. Невозможность оценить собственные действия и последствия - это бравада и хулиганское мальчишество. Поверьте, я их не оправдываю - это противоправные действия. Но я бы не назвал эти действия впрямую экстремистскими. Хотя они такую окраску и имеют», - признает прокурор.

Интересно, что в Главном военном следственном управлении СКР, сообщая об эпизоде в екатеринбургской части, дали ему прямую оценку. И она исключает каких-то иные трактовки характера издевательств, кроме как по национальному признаку: «По данным следствия, вечером 10 августа этого года Мамедов и Мусаев, желая подчеркнуть слабость и покорность своих сослуживцев перед уроженцами Кавказа, разбудили личный состав роты, вывели из строя 16 военнослужащих и написали пеной для бритья на их спинах буквы, образующие слова «Дагестан», «Азербайджан», «Гянза», «QUBA». Все происходящее они записали на сотовые телефоны».

«Лайки» и «плохой материал»

По словам замкомандующего ЦВО по работе с личным составом, полковника Алексея Цыганкова, причина неуставных взаимоотношений кроется в «плохом материале», с которым приходится работать офицерам. И пояснил - в ряды ВС РФ сейчас призываются жители деревень и периферии. Сослался он и на переходный период, связанный с реформой. «Нам нужны новые методы и люди. Это как с ВПК, где нужны новые технологии. Также и у нас - нам нужны новые люди. Если так можно сказать, новый «человеческий материал», - полагает наставник солдат. Высказал он и другую версию - у молодых ребят с Кавказа было тяжелое детство, которое пришлось на годы войны. И теперь это дает о себе знать, в том числе, такими выходками.

А пресс-секретарь командующего ЦВО Ярослав Рощупкин обращает внимание на другую проблему, вызванную ростом социальных сетей и их популярностью у нынешней молодежи. «Сейчас появилась новая мотивация - это так называемые «лайки» в соцсетях. У кого будут жестче фотографии, у того будет больше «лайков». Это тоже мотивирует военнослужащих на совершение таких действий. И СМИ этому только способствуют», - уверен полковник Рощупкин.

Где выход?

В военной прокуратуре и штабе ЦВО полагают, что все командиры обязаны разъяснять «этим мальчишкам», что за подобные деяния грозит уголовная ответственность. Что они служат в одном подразделении, и между ними не может быть никаких национальных конфликтов. «Я могу с уверенностью сказать, что такое дело (как в октябре) - это событие из ряда вон выходящее. Такой практики нет», - говорит Иванов.

Впрочем, с ним все-таки не согласилась председатель комитета солдатских матерей по Свердловской области Марина Лебедева, также присутствовавшая сегодня на пресс-конференции: «Ну, скажите, почему все-таки страдают солдаты-славяне?» На что прокурор задал встречный вопрос: «Ну почему? Я тоже удивляюсь!» Он полагает, что корни кроются в воспитании служащих. На это Лебедева отметила, что часто обсуждает этот вопрос со своей коллегой из Дагестана - Зульфией. И что обе они понимают - сложившаяся в рядах ВС РФ ситуация в плане межнациональных отношений - ненормальна: «Ну как такое может быть - это просто удивительно!».

К слову, Лебедева также «ухудшила» официальную статистику, представленную прокуратурой журналистам. По ее мнению, сейчас армия переживает очередной кризис, хотя, «конечно, есть много подвижек - стала выше зарплата, дают жилье, но не все так просто». Однако председатель комитета солдатских матерей уверена, что планы по созданию контрактной армии провалились, а расформированы были именно боевые военные части, военкоматы и вовсе уничтожены. Кроме того, говорит она, армия потеряла воспитателей и психологов - тех, кто работал с личным составом.

И попросила напоследок - нельзя ли оснастить воинские подразделения видеокамерами - чтобы отслеживать противоправные действия: «Хотелось бы обратиться к военной прокуратуре и следствию - может быть, реально поставить в частях видеокамеры. Наверное, все упирается в деньги? Мы же знаем, что все преступления совершаются в туалете или сушилке ночью - когда рядом нет офицеров. Женщина уверена: военные боятся говорить об этом всем - родителям и СМИ, и это уже система. Если по бытовым условиям более-менее стало хорошо - про вши, нехватку бань и так далее, солдаты и родные забыли, то вопрос неуставных отношений - сейчас серьезен как никогда.