Лукавый Лукин, или Крест на репутации

"Завтра постараюсь связаться с Комиссаром Совета Европы, с которым мы виделись в Страсбурге, и рассказать, как ведомство Бастрыкина похищает людей на Украине, – написал вчера в своём микроблоге в Facebook член Координационного совета оппозиции Борис Немцов. – К сожалению, после позорного посещения Лукиным Развозжаева веры нашему уполномоченному по правам человека никакой".

"До сегодняшнего дня я думал, что он наш… Я Лукина знаю лет двадцать", – горестно добавил Немцов.

Владимир Лукин на митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года. Фото из личного архива автора

За несколько часов  до поездки омбудсмена в изолятор "Лефортово" был разоблачён "штатный правозащитник" Антон Цветков, ранее посетивший заявившего о пытках оппозиционера Леонида Развозжаева в СИЗО и сообщивший, что следов физического насилия у него не обнаружено.  "Банальная истина в том, – прокомментировал заявление Цветкова политолог Глеб Павловский, – что допущенные в камеру правозащитники поспешно подтверждают версию следствия, опуская вопрос о недопущенных адвокатах".

Блогеры тут же припомнили Цветкову и ФСБ-шное прошлое, и его жгучее желание сместить с поста председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерия Борщева, и недавнее "свидетельство" Цветкова, как чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров якобы укусил прапорщика, и утверждение, что, к примеру, Станислав Канкия здоров, хотя после инсульта тот был крайне плох, по рассказам других правозащитников, и прочее, прочее, прочее.

 "Репутация Цветкова как члена ОНК Москвы отнюдь не безупречна. Он всегда на стороне тюремщиков и сотрудников МВД", – подытожила сказанное Зоя Светова.

А далее власть прибегла к "тяжёлой артиллерии"  в виде омбудсмена Владимира Лукина. Он также посетил изолятор "Лефортово" и скупо сообщил,  что "какого-либо физического воздействия в изоляторе в отношении Развозжаева не применялось". Ключевое слово, надо понимать,  тут – "в изоляторе". Что случилось с оппозиционером ДО изолятора, каким образом он оказался в России и почему к нему, попирая право на защиту, не допускают ни адвокатов, ни депутата Илью Пономарёва, уполномоченного по правам человека, видимо, не заинтересовало.

А значит и бредовая версия Следственного комитета о "чистосердечном признании" и "явке с повинной" активиста Левого фронта, вышедшего за булочкой из здания Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Киеве и волшебным образом оказавшего в СИЗО "Лефортово" в Москве, казалась Лукину вполне правдоподобной?

Лукавый релиз омбудсмена, длительное время балансирующего между защитой прав и свобод граждан и интересами власти, поставил крест на его репутации.

И только мужество, принципиальность и настойчивость правозащитниковВалерия Борщева, Зои Световой, Любови Волковой, Лидии Дубиковой и Анны Каретниковой, пять часов добивавшихся и все-таки добившихся встречи с Развозжаевым в "Лефортово", помогли нам узнать, что же случилось с Развозжаевым на самом деле.