Введут ли в Приангарье прямое президентское правление?

Новый губернатор Приангарья Сергей Ерощенко наступает на «те же грабли», что и его предшественники. Тенденция прослеживается отчётливо, несмотря на то, что глава региона в должности всего пять месяцев. Сергей Ерощенко также не умеет ладить с местными элитами, хотя сам считается местным, и проваливает избирательные кампании.

С разной степенью активности губернатор участвовал в проведении «своих» кандидатов на муниципальных выборах в Слюдянском районе и в городе Ангарске. И там, и там ошибся. В первом случае «лоббировал» действующего мэра на новый срок, хотя вся элита района поддерживала другого кандидата, во втором – оппонировал действующему мэру района, который, по сути, спасал город от несамостоятельных кандидатов.  В итоге две территории близкие к областному центру стали на долгое время мягко скажем «не стабильными». И это в канун «большого выборного цикла» – 2013 год – выборы в Законодательное Собрание Иркутской области, 2014 год – выборы Думы областного центра, 2015 год – выборы мэра областного центра! А там и выборы губернатора в 2017 году.  

Все ждали, кто войдет в состав нового правительства Приангарья и какой будет его структура. Если судить концептуально, то направлений развития, судя по структуре нового правительства, не прослеживается, как и при предыдущем губернаторе. Отсутствие отдельного поста председателя правительства не даёт возможности губернатору полноценно заниматься стратегией развития области, контактировать с муниципалитетами и с профессиональными, общественными и политическими сообществами. Губернатор продолжает совмещать представительские и исполнительные функции, занимаясь «текучкой». Это происходит или от недоверия к своей команде, с которой Ерощенко не желает делиться полномочиями, или от непонимания важности такой реорганизации для эффективного управления. Хотя, конечно, существуют примеры, когда подобное деление ведёт к началу политической конкуренции губернатора с председателем правительства, но фигура Ерощенко сильная и подобного развития наверняка не случится. На данный момент обновленный список министров и заместителей нельзя назвать сильным. Более того, состав среднего и низшего звена чиновников-специалистов не менялся долгие годы. А это, по мнению бывших служащих правительства,  главный тормоз в работе субъекта.

Местные и региональные элиты, а также активное население пока наблюдают, как новый губернатор выстраивает экономику области под личный бизнес. Пока он не сделал никаких серьёзных действий, кроме как определил планы по развитию областных авиаперевозок и созданию инфраструктуры для увеличения туристического потока на озеро Байкал. 50-летний Сергей Ерощенко, до своего назначения на пост главы региона являлся президентом ГК "Истлэнд", в структуру которой входит пароходство, авиакомпания, гостиничный комплекс, турфирма и другие активы. Каково? Эффективная работа Ерощенко в этих сферах будет увеличивать число оппонентов «не по дням, а по часам». Тем более, в партнёры области, как получилось, например, в формировании программы по развитию туризма, губернатор берёт «не местных». Развивать туризм в Приангарье глава региона договорился с депутатом Госдумы от республики Бурятия Михаилом Слипенчуком.

Слипенчук  – заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель попечительского совета «Фонда содействия сохранения озера Байкал» и председатель  Попечительского совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Кроме того, его фирма «Метрополь» – генеральный подрядчик строительства особой туристической зоны «Байкальская гавань» (бурятская сторона озера Байкал). Партнёрство губернатора с таким «авторитетным человеком от власти» не даёт шансов местным туркомпаниям сформировать собственные проекты. Я уже не говорю о населении, которое в большей части не хочет быть ресурсом для развития туризма, а желает туризм только как дополнительный заработок.

Иркутские коммунисты, которые до сих пор пользуются серьёзной поддержкой среди населения, уже сделали попытку проведения регионального референдума с целью проведения досрочных прямых выборов губернатора. Вопрос  был сформулирован так: «о подтверждении полномочий действующего губернатора области на прямых альтернативных выборах». Соответствующее ходатайство было направлено в Избирательную комиссию Иркутской области, откуда перенаправлено в областной парламент – «в целях проверки соответствия законодательству вопросов, предлагаемых для вынесения на областной референдум». Так вот, в ходе 47-й сессии Заксобрания, которая состоялась в сентябре, парламентарии приняли решение отклонить ходатайство в связи с тем, что вопросы, предложенные на референдум, не соответствуют статье 7 закона № 66-оз «Об областном референдуме».  Иркутские коммунисты говорят, что будут и дальше пытаться провести референдум.

Итак, в 2005 году на пост губернатора был назначен начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Тишанин, в 2008-м – депутат Госдумы РФ Игорь Есиповский, в 2009 году – член Совета Федерации ФС РФ Дмитрий Мезенцев. Никто из них не смог вывести регион на должный уровень. В мае 2012 года до федерального центра, наконец, дошло, что губернатором в Иркутской области может быть только местный. Среди ярких фигур в местной «Единой России» таких не оказалось.  Вот и остановился выбор на местном Сергее Ерощенко, который за год до своего назначения покинул политсовет «Единой России» со скандалом.

Маловероятно, что Ерощенко сможет перестроиться и всё же найти общий язык с элитами и сформировать «проходной список» кандидатов в региональный парламент. Сценарий будет такой же, как и с экс-губернатором Дмитрием Мезенцевым. Сначала в Москву пойдут «ходоки» с жалобами, затем элиты начнут помогать политическим оппонентам губернатора деньгами, а потом уже в прессе начнут говорить о серьёзных проколах губернатора. В таком случае, когда за 7-8 лет в регионе меняется пятый губернатор, проводить выборы уже не стоит. Самый реальный выход – прямое президентское правление или же разделение области на две части и присоединение к соседним политически и экономически стабильным регионам.