Перспективы производства зерна в России до 2020 года

Текущий год для агропромышленного комплекса России в силу многих обстоятельств становится знаковым и определяющим. С одной стороны, это принятие новой государственной программы, которая определяет вектор его дальнейшего развития. С другой – чрезвычайно сложная ситуация в связи с очередной и широкомасштабной засухой, совпавшей с присоединением России ко Всемирной торговой организации. Все это коренным образом повлияет на механизмы и формы государственной поддержки отрасли, мобилизуя нас на работу в новых условиях.

Вопрос вступления России в ВТО вызывает наиболее противоречивые мнения в нашем сообществе. Стоит напомнить, что в процессе переговоров о присоединении России удалось отстоять условие, позволяющее снивелировать возможные негативные последствия для нашей отрасли. Так, допустимый аграрный бюджет в первые годы работы в рамках ВТО согласован на уровне 9 млрд. долл.($ 292,9 млн. ИА «Казах-Зерно»). Это при условии его исполнения позволит сохранить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей даже при дальнейшей либерализации агарных рынков и снижении барьеров для импортного продовольствия.

Присоединение России к ВТО, с точки зрения расширения экспортных возможностей для отечественного зерна и обеспечения равного доступа отечественных сельхозпроизводителей на международные продовольственные рынки, становится неплохим мотивирующим фактором. С другой стороны, принятые Россией обязательства по постепенному снижению вывозных пошлин на ряд сельскохозяйственных культур, среди которых подсолнечник, соя, рапс, служат хорошим подспорьем в наращивании объемов их производства.

В целом, вступление России во Всемирную торговую организацию должно сохранить стимулы для развития отечественного сельскохозяйственного производства. Но это в значительной степени зависит от того, насколько умело и правильно мы распределим средства, выделяемые на различные программы поддержки АПК.

Выделим основные последствия для АПК России от присоединения к ВТО:

- расширение экспортных возможностей для отечественного зерна;

- снижение вывозных пошлин на ряд с/х культур;

- возможное снижение производства в животноводстве и птицеводстве;

- новые механизмы господдержки.

В июле т.г. Правительством России была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Это своего рода устав, по которому будет работать отрасль в течение ближайших 8 лет.

При фактически заложенных параметрах производство зерна к 2020 году должно вырасти до 115 млн. тонн, а его экспорт составит 30 млн. тонн.

Конечно, вступление в ВТО ставит в непростое положение и основных потребителей российского зерна – отечественных животноводов и птицеводов в особенности. Тем более что снижение господдержки растениеводства может повлечь за собой существенное снижение внутреннего производства зерна.

С присоединением России к ВТО меняются и механизмы господдержки отрасли. Так, новая программа предусматривает новый вид господдержки для зернопроизводителей – субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (так называемая погектарная субсидия). Это как раз тот механизм, который позволяет нам в рамках «зеленой корзины» оказывать поддержку отрасли в неограниченных требованиями ВТО размерах. Однако при заложенных в программу параметрах финансирования из федерального бюджета, а это 15,2 млрд. руб. в 2013 году, субсидия составит около 230 руб/га, а с учетом региональной составляющей – около 300 руб/га при обязательном условии страхования посевов, что повлечет для сельхозтоваропроизводителей дополнительные расходы. Важно, чтобы при новых направлениях не произошло в целом сокращения объемов государственной поддержки растениеводства.

Относительно текущей ситуации по уборке зерновых культур в России. В целом, их уборка завершена. Напомню, что под урожай т.г. зерновыми культурами было засеяно почти 45 млн. га, из которых 25 млн. га - пшеницей. Значительные площади зерновых подверглись сильной засухе. Посевы погибли на площади 6 млн. га, в 20 субъектах РФ был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

В результате по состоянию на 10 октября было обмолочено около 38 млн. га, намолочено 71 млн. тонн зерновых и зернобобовых в бункерном весе (из которых 39,3 млн. тонн пшеницы) при средней урожайности 18,8 ц/га (пшеницы - 18,6 ц/га).

Продолжается сев озимых культур на юге страны. Всего прогнозируется посеять в целом по России около 16,8 млн. га. На сегодняшний день посеяно более 15 млн. га. Согласно прогнозам, общая площадь сева зерновых и зернобобовых культур в 2012/13 МГ может составить 48,3 млн. га.

Такой объем производства обеспечивает внутренние потребности в зерне, а с учетом имеющихся переходящих остатков позволяет сохранить размеры российского экспорта в пределах 10-12 млн. тонн.

Еще раз отметим, что сегодня отсутствуют объективные предпосылки для введения запрета на экспорт зерна.

 Основными крупными странами-потребителями российского зерна по-прежнему являются Египет (отгружено 1,4 млн. тонн пшеницы), Турция (1,4 млн. тонн пшеницы), Иран (0,6 млн. тонн пшеницы), Саудовская Аравия (0,5 млн. тонн ячменя). Всего на 10 октября объем экспорта отечественного зерна составил 8,1 млн. тонн.

Относительно темпов экспорта зерна мы видим его снижение в текущем месяце по сравнению с прошлым (в сентябре было отгружено 3,2 млн. тонн). В октябре, по нашим прогнозам, объем экспорта будет менее 3 млн. тонн. Основной причиной этого являются высокие цены на российское зерно на внутреннем рынке и переориентация экспортных поставок на внутрироссийские.

Непростая ситуация и на мировом рынке зерна из-за снижения его производства в ряде ключевых стран-производителей. Все это неминуемо приведет к росту мировых цен, которые в течение года будут сохранять повышательную динамику. Несомненно, такой рост цен на зерно следует ожидать и на внутреннем рынке. Однако это не должно сказаться на существенном повышении цен на хлеб, мясо и другие продукты для населения.

Национальный союз зернопроизводителей в тесном сотрудничестве с правительством и Минсельхозом России постоянно проводит разработку комплекса мер, направленных на стабилизацию внутреннего зернового рынка. Один из главных приоритетов - недопущение продовольственной инфляции.

Рост цен на зерно имеет веские экономические основания и должен помочь выправлению финансового положения зернопрозводителей. Однако, к великому сожалению, подорожание зерна до последнего времени неоднократно использовалось как повод для повышения цен на основные продукты питания. И это при том, что экономическая взаимосвязь этих явлений чаще всего надуманна и сомнительна.

Считаю, что ценообразование в стране должно быть прозрачным и абсолютно понятным как для государства, так и для потребителей. Тем более что доля зерна в стоимости конечной продукции невелика. Так, по расчетам НСЗ,  его доля в стоимости хлеба не превышает 23%, а в килограмме свинины – всего лишь 10%. Поэтому даже при удвоении стоимости зерна в конечной потребительской цене на свинину этот рост составит не более 20 руб/кг. Таким образом, отсутствуют объективные предпосылки для резкого скачка цен на хлеб и мясо из-за роста цен на зерно.

Системные проблемы отрасли

Анализ причин снижения урожая показывает, что зачастую это не только и не столько влияние погодных катаклизмов, сколько различных экономических факторов.

Поэтому при оценке ближайших перспектив российского зернового производства необходимо учитывать системные проблемы, ограничивающие развитие отрасли. В частности, за последние 4 года резко вырос уровень закредитованности подавляющего большинства зернопроизводителей страны. Острая нехватка оборотных средств вынуждает хозяйства реализовать продукцию по ценам ниже себестоимости. Так, убедительным свидетельством растущей закредитованности сельхозпредприятий является то обстоятельство, что к середине 2012 года в бюджетах многих регионов был исчерпан годовой лимит средств, предназначенных для субсидирования ставок по банковским кредитам для сельхозпроизводителей. При этом практически полностью освоен объём средств, предназначенных для этой цели в федеральном бюджете.

Сегодня многие сельскохозяйственные предприятия страны находятся в разных стадиях процедуры банкротства. Растущее бремя долгов снижает привлекательность сельхозпроизводства. Более того, утрачиваются финансово-экономические возможности для сохранения, тем более расширения, объёмов посевных площадей.

По оценке НСЗ, в текущем году банки снизили кредитование посевной примерно на 35%. Это, несомненно, повлияло на снижение площадей под зерновыми культурами. Отмечу, что данные официальной статистики не дают полной, тем более объективной картины, так как часть сельхозпроизводителей отчиталась о севе зерновых, засеяв свои поля кукурузой на силос и рапсом. Это привело к снижению качества проведенных агротехнических мероприятий - сокращению объемов внесения удобрений, снижению доли использования районированных семян высоких репродукций. А это на фоне негативных природных явлений, тем более засухи, привело к снижению урожайности и росту цен на зерно во многих регионах страны.

Указанную негативную тенденцию наглядно подтверждают опросы, проведенные НСЗ среди зернопроизводителей.

Предложения НСЗ

Наши расчеты показывают, что текущий рост цен на зерно не исправит складывающуюся ситуацию, поскольку с уменьшением урожая растёт себестоимость продукции зернопроизводителей. Чтобы переломить наметившуюся в этом году тенденцию к сокращению посевов, усугублённую нынешними неблагоприятными погодными условиями, целесообразно перейти от точечных мер господдержки к новой отраслевой стратегии.

Первое, что необходимо зернопроизводителям, – введение временного моратория на право взыскания просроченной задолженности перед банками и залогов, которыми сегодня является все имущество хозяйств, а также по лизинговым платежам.

Второе – мораторий на банкротство хозяйств по заявлению кредиторов, потому что существующая процедура приводит к необратимому уничтожению сельскохозяйственных предприятий.

Третье – объективный анализ сложившихся кредитных портфелей сельхозпроизводителей и долгосрочная программа реструктуризации долгов.

Четвертое – возможность пополнить оборотные средства зернопроизводителей для поддержания производственного цикла, в частности необходимого для сева озимых культур и вспашки зяби.

Качество – фактор увеличения стоимости зерна

В любой сфере деятельности, включая производство зерна, существует прямая взаимосвязь между ценой и качеством продукции. Постоянное повышение качества выпускаемой продукции открывает дополнительные экспортные возможности.

Так, в соответствии с используемой в ЕС классификацией импортируемой продукции, пшеница с содержанием протеина не менее 14% при влажности 12% не квотируется и не облагается пошлиной. А при этом емкость европейского рынка достаточно большая.

То же в отношении поставок зерна в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Цена на зерно более высоких кондиций (HRW и HRS) дает существенную прибавку к его стоимости и серьезные конкурентные преимущества. Поэтому у наших зерновиков появляется стимул и возможность существенно увеличить доходность за счет производства зерна более высоких кондиций. Национальный союз зернопроизводителей уже ведет работу над увеличением производства зерна с указанными характеристиками в различных регионах России.

В целом мы видим неплохие перспективы в производстве зерна и наращивании его объемов с учетом имеющихся у России неоспоримых конкурентных преимуществ – это наличие земельных ресурсов (на сегодняшний день более 20 млн. га сельхозугодий не обрабатывается), водных ресурсов, а также с началом строительства крупнейшего портового терминала на Дальнем Востоке и организацией серьезных объемов поставок зерна в страны Юго-Восточной Азии.