О демографии России: с тревогой и надеждой. Часть 2

На модерации Отложенный

Часть вторая. Впереди - море проблем.

Позитивные тенденции, описанные в предыдущей части обзора дали повод нашим властям для демонстративного оптимизма. Периодически выступают наши министры социального блока и излучают гордость от того, что негативные демографические тенденции якобы переломлены.

При этом совершенно упускается из виду (намеренно или невольно), что всё это ненадолго, и мы, с высокой долей вероятности, стоим на пороге нового демографического кризиса.

Начнём с демографии. Вскоре начнут уходить (увы) в мир иной люди, рождённые в течение 10-15 послевоенных лет. Вплоть до 1960 года у нас в России рождалось на свет в среднем по 2,8 млн. детей (максимум в 1949 и 1954 - по 3,0 млн.). В 1942-1946 годах, кстати, ежегодная рождаемость в России едва превышала 1 млн. человек.

То есть в пожилой возраст, на смену малочисленному поколению детей войны вступают многочисленные поколения - послевоенные дети Сталина-Хрущёва. Догадываетесь, куда пойдёт кривая смертности?

Сейчас в возраст молодых мам на смену многочисленным когортам детей, рождённым в 1983-1988 годах, вступают малочисленные поколения, родившиеся в период резкого спада рождаемости, начиная примерно с 1990 года. С 1993 года и по 2006 год включительно в России рождалось от 1,2 до 1,5 млн. детей. Почти половина из них девочки. Даже если все девочки доживут до возраста материнства и все родят по 2 детей, то обеспечат лишь ту же самую рождаемость в 1,2-1,5 млн. детей в год. Но у нас сейчас нет и 2-х детей на одну женщину, нынешний российский коэффициент СКР (суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рождённых одной женщиной в возрасте 15-49 лет) составляет примерно 1,5-1,6 ребёнка на одну женщину. Догадываетесь, куда в ближайшие годы пойдёт кривая рождаемости?

По моим расчётам наши страшные «демографические ножницы» кривых смертности и рождаемости, резко разошедшиеся в 90-е начале 00-х годов и почти сомкнувшиеся сейчас, вновь начнут расходиться примерно с 2014-2015 годов.

И, при сохранении нынешних тенденций рождаемости и смертности, мы к середине 20-х годов будем иметь такую картину: рождаемость - 1,0 - 1,2 млн. детей в год, смертность 2,2 - 2,4 млн. в год, естественная убыль населения - примерно 1,2 млн. человек в год, то есть печальный итог 2000 года будет превзойдён.

Теперь экономика. Вступление в пенсионный возраст многочисленных послевоенных поколений параллельно со вступлением в трудоспособный возраст детей 90-х годов означает резкий рост нагрузки на Пенсионный Фонд вкупе с резким снижением отчислений в него из-за снижения числа работающих граждан. Это первая проблема.

Далее. Я надеюсь, что в течение ближайших десятилетий ничего страшного не случится в экономике, нефть будет стоить выше 100 долл. за баррель и уровень жизни у нас хотя бы не будет снижаться. А может, кстати, всё будет только лучше, нефть подорожает до 200 долл. или у нас вдруг будет построена другая экономика, без привязки к нефти, передовая, инновационная и т.д. Мало ли, какие чудеса бывают на свете?

А что делать, если станет хуже? Допускаю вариант технологической революции в мире (сланцевый газ, энергосберегающие технологии, энергия атома, наконец, научатся использовать термоядерную энергию в мирных целях и т.д.). И тогда товары нашего экспорта опять упадут в цене до уровня 90-х годов (нефть примерно 18 долларов за баррель). Это, возможно, подчёркиваю, возможно, вторая проблема, ясно, что в этой части можно только строить догадки.

Уважаемые соотечественники! Вы представляете, что будет, если и так уже очевидные демографические проблемы наложатся на возможные экономические потрясения?

Призываю вас задуматься.

В третьей части опишу своё видение решения этой проблемы, хотя не претендую на глубину и рациональность своих идей и предложений.