Маркс и Гегель: диалектика противоречий
На модерации
Отложенный
На прошлой неделе в среду с первой лекции стартовал бесплатный обучающий цикл лекций и семинаров по теме "Марксизм и современность". Организаторами данного курса выступили: объединение "Синтез", "Ленинградское интернет-телевидение" и "Фонд рабочей академии". Задача курса: обучение политической, философской и экономической классике - освоение трудов Гегеля, Маркса, Ленина. Лекции читают опытные преподаватели "Фонда рабочей академии". Подробнее:http://www.len.ru/index.php?mod=pages&page=marxizm_i_sovremennost
Первая лекция была посвящена марксисткой диалектике.
Должен сказать что я с величайшим уважением отношусь к таким людям как М.В. Попов которые трудятся на ниве просвещения, совершенно бесплатно обучая людей марксизму-ленинизму, причем на очень высоком уровне. Но, к сожалению, он, как и прочие теоретики, не заостряет внимание, на существенных противоречиях между Марксом и Гегелем в вопросах диалектики. Поэтому в данном посте мне хотелось бы остановится на этом подробнее.
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.»
- К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие
Это фраза Маркса стала визитной карточкой его диалектического метода. Метода отличного от классической гегелевской диалектики. В чем сам Маркс откровенно признавался.
«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.»
- К. Маркс «Капитал». Том I. Послесловие ко второму изданию
Фактически Маркс заявил о существовании диалектического материализма, при котором сознание есть не что иное, как свойство материи отражать саму себя, а сама материя содержит в самой себе противоречия и способность их преодолевать, обуславливая развитие.
Исходя из этого, возникает главный вопрос, ответ на который я не услышал ни от одного теоретика марксизма-ленинизма:
Если материя содержит в себе противоречия и способность их преодолевать, обуславливая развитие, то значит ли это, что с точки зрения диалектического материализма история человечества всегда движется по пути развития??
Если это так, то к чему надрываться и прилагать усилия по выстраиванию идеологической составляющей как надстройки, если развитие материальной составляющей как базиса есть процесс объективный от человеческого сознания не зависящий.
Гегель по этому поводу считал что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, и материя также не выводима из человеческого сознания.
Мышление, по Гегелю, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей.
С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциональная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
В конечном счете Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии:
«Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно»
- Г.В.Ф. Гегель «Философия права»
Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по его учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель утверждает, что не мышление отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.
«Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие»
- Г.В.Ф. Гегель «Энциклопедия философских наук». Том I
Оставим в стороне вопросы об Абсолютной идее как первоисточнике, поскольку это вопросы более метафизики, нежели диалектики. Рассмотрим процесс формирования общественного сознания. Если общественное сознание по Гегелю формируется в процессе познания Абсолютной идеи и воплощает свое бытие в виде материи. Следовательно, мы приходим к выводу что история человечества есть ничто иное как постоянный процесс познания Абсолютной идеи, ее проекция, направленная в бытие и воплощение этой проекции в соответствии с познанием. Развитие познания и последующая трансформация общественного сознания в свою очередь вступает в противоречие с общественным бытием. Преодоление этого противоречия в свою очередь обуславливает развитие. Если же человечество отказывается от процесса познания или не осуществляет попытки к преодолению противоречий, оно попросту деградирует.
Вот в общем то вкратце я описал основное противоречие между Марксом и Гегелем в вопросах диалектики, которое почему то обычно замалчивают и обходят стороной как нечто не существенное. Хотя, как и всякое противоречие, оно должно быть обозначено с целью его дальнейшего преодоления. Если мы конечно стоим на принципах диалектики.
Комментарии
глотать, хлебать, тянуть, сосать, кушать; утолять жажду; лакать (о собаках, кошках), принимать (употреблять) лекарство. Пить вино: дуть, душить, выпить, выдудить, вызудить, выцедить, высушить, распить (бутылочку), опорожнить, осушить (бокал), опрокинуть (рюмочку), долбануть (стаканчик водки), калдыкнуть, поддавать на каменку, заложить (трахнуть, тарарахнуть) за галстук, задавить (раздавить) муху, смочить глотку, приложиться, пропустить (по маленькой), хватить, пройтись по водочке, протащить рюмочку, соорудить канделябру; опохмеляться, придерживаться ча-рочки, зашибать, трескать (винище). Выкушайте рюмку вина (учтивый оборот). Он все выдул. // "Оттого, что ты шестнадцать самоваров выдуешь в день, так оттого и важничаешь". Гог. "Эх, казаки! что за лихой народ! все отдать готов товарищу, а хмельное высушит сам". Гог. Парень маленько зашибается. "Они так и хлопали рюмку за рюмкой". Гог. "Пойдем, брат, сирота, с обиды тарарах по единой". Чех.
Это не про либералов, а как раз про совков, которые 74 года городили невесть что, да так и не выгородили ничего путного.
Отказ о частной собственности не превратил плохих людей в хороших, а корыстных в бескорыстных.
К 1991 году в КПСС напринимали 21 млн. членов и все они оказались карьеристами (включая Путина и Ко) и хапугами, которым на «строительство» Cветлого Будущего Человечества было начхать!
Они, если и строили коммунизм, то исключительно для себя любимых.
Вот кто бы из совков взял, да и разобрался бы в данных противоречиях: почему самые сознательные граждане, элита советского общества, самая прогрессивная часть человечества оказалась заурядными лицемерами и ворами, которая, в конце концов, сама же и развалила свое собственное государство.
А нынешнее безвременье и есть самая настоящая деградация. Агония Совка.
- что такое демагогия?
Ответ:
- это когда муж всю ночь лежит рядом с неудовлетворенной женой и пытается ей доказать, что "мягкий" лучше, чем "твердый"...
:):):):)
Не отрицаю, что к 1991 году в КПСС большинство было у карьеристов, у кормящихся из госкормушки. Но это ведь не самые сознательные граждане и не самая прогрессивная часть человечества! Это предательская элита, отошедшая от построения коммунизма в смысле «раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей» к построению «коммунизма» в смысле изобилия продуктов. Изобилия для себя.
Этот отход начался с объявления Хрущёвым на 22-м съезде КПСС коммунизма как «насыщение изобилием каждого человека» (наряду с «разоблачением» культа личности Сталина).
Вы пишете про агонию Совка. Опомнитесь, СССР нет уже больше двадцати лет. Уже больше двадцати лет его большое наследие разъедается, без того, чтобы построить что-то аналогичное. Частную собственность вернули, противоречие об отчуждении продуктов труда от рабочих не решили, деградация идёт.
Когда она началась?
Впрочем, я же блондинка, ничего удивительного.
Мадамм, пока я вижу одну тему, где вас сильнее Маркса возбуждает)))
Дитя просится на травку и бьёт копытцем.
Могу страницу и не повторяясь)))
Мне тоже. Все равно спасибо.
-не переставая, и дыша в это время через нос ? ))
http://www.youtube.com/watch?v=391bqBNSi6Q
Вообщем, остается только впомнить Ленина, который неоднократно подчеркивал, что ограниченное применение диктатуры пролетариата или отказ от нее, неминуемо ведет к реставрации диктатуры буржуазии. Ленин, как всегда, оказался прав....
Мой вывод, что в СССР не было социализма (по Ленину, без диктатуры пролетариата социализма нет), а было построено общество утопического коммунизма, где марксизм был новой религией.
К моему ВЕЛИКОМУ сожалению.... -(
А манипуляции и провокации против марксизма были, есть и будут всегда, пока в мире присутствует эксплуатация человека человеком. Но если бы диктатура пролетариата была бы введена сразу же после революции, трудящиеся на деле стали правящим классом (так, как этого и требует теория марксизма) и эти новые производственные отношения развивались и крепли вместе с общество, то - ЛЮБЫЕ силы, как внешние, так и внутренние были бы бессильны...
Материя способна существовать, как материальная система в совокупности материальных систем.
Материальная система всегда обеспечивает качественное и количественное состояние более общей материальной системы.
Потребности есть то, что является необходимым, чтобы сохранить стабильность материальной системы. Недостаток чего-либо порождает пустоту, требующую заполнения, значит, Потребность есть Пустота (Дух, душа материи).
Небытие есть Материя, не имеющая потребностей.
Здесь Вам и Маркс, и Энгельс, и Гегель, и пр.пр. вместе с теологиями религионеров любых контор.
Бытие. Есть ли бог? и пр.
Пишете, что в начале не было ничего хорошего. В конце не было ничего хорошего (так как и там и тут «развалили»). В середине-то было что-то хорошее? Если не было, то как можно было развалить всё во второй раз, без хорошего строительства в середине?
Неясные у вас мысли. Наверное потому, что основаны на лжи. Раскрою ваши слова: кучка бандитов и революционеров убивают большое количество людей, которые как бы не при делах. Весь мир пугается такой способности убивать, он, видимо, парализован от страха и не давит эту кучку. Даже не захватывает страну, которая, как вы пишете, «развалена», а значит, слаба. Ну ведь чушь!
Все дело в том, что "выстраивание идеологической составляющей как надстройки" есть неразрывная часть преодоления и развития всё той же "материальной составляющей" человеческой деятельности. Человек, когда трудится должен осознавать цель труда, что он сделал, что делает и что будет делать далее. Процессы преобразования сознательного в материальное и осознания материального неразрывны и взаимосвязаны, это есть ничто иное, как единство и борьба противоположностей.... Но человек при помощи сознания взаимодействует с материальным миром только с одной целью - выжить, удовлетворить свои потребности. Цель его деятельности - материальна. Без материальной цели, сознание человека спит, не работает.... Поэтому материальное - первично. Маркс прав.
А вот когда человек в своим сознанием ложно, искаженно отражает материальное, тогда результат его деятельности также ложен и, человек от развития переходит к дегр...
"человек при помощи сознания взаимодействует с материальным миром"
это откуда?? Маркс говорил о том что Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материальную действительность, но влиять на материальное основание - базис, сознание не может. Так считал Маркс.
Если же вы имеете в виду влияние сознания человека на базис (материальное основание) при общественном характере производства, то действительно, сознание отдельного человека на базис не влияет. Базис изменяется и совершенствуется ( диалектический закон перехода количества в качество) только при разрешении антогонистических противоречий между общественными материальными интересами больших групп людей, занятых в процессе общественного производства (революциях). Такие группы людей называются классами, а интересы - классовыми.
> действительно, сознание отдельного человека на базис не влияет.
общественное сознание тоже не влияет на базис. Маркс именно это утверждал. И свой метод построил вокруг того что материя содержит внутри себя противоречия и (внимание!) способность преодолевать эти противоречия, двигая тем самым процесс развития.
Однако ,Уважаемая девушко Смешинко дальше Маркс не написал, потому что умер.
"Он принял участие в обеих французской и немецкой революциях 1848 года, однако реакция вынудила его искать убежища в Англии. Всю остальную жизнь он провел, с краткими перерывами, в Лондоне, преследуемый нищетой, болезнями и смертями детей, но тем не менее неустанно сочиняя и накапливая знания. Стимулом к работе у него всегда была надежда на социальную революцию, если не при его жизни, то не в таком уж отдаленном будущем."
— Бертран Рассел, «История западной философии»
Общественное сознание способно оказывать влияние на базис только в бесклассовом обществе, в котором нет антогонистических противоречий, где общественное сознание всех людей едино. Влияние оказывает путем научного единого общего планирования преобразования и развития базиса. Плановая экономика, а не хаотичная, рыночная.
В классовом же обществе существует два и более вида общественных сознаний. По числу классов. Каждый класс осознает свой классовый интерес - по-разному. У антогонистических классов - общественные интересы и общественные сознания, также антогонистичны. Поэтому, сознательное влияние на базис и его развитие - в принципе невозможно. Только бессознательное развитие базиса, без участия сознания. Только через классовую борьбу и революционные ситуации, когда эти противоречия достигают своего максимума.
вы в этом вопросе не со мной спорите а с Марксом, цитата:
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.»
- К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие
Как только люди начнут принимать утверждения Марскса, Энгельса, или кого-то еще просто "на веру" - наука заканчивает. Начинается религия, догма... Это и произошло в СССР. Что из того получилось и чем закончилось - известно всем.
А биография К.Маркса - это другой вопрос. Поэтому давайте по теме, уважаемый.
"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." Это действительно так.
И бесклассовом обществе, где нет классовых антогонизмов, все так же "общественное бытие определяет сознание". Только там человечество ВПЕРВЫЕ получает возможность сознательно, планово, научно влиять на общественное производство, т.е. бытие и, через развитие общественного бытия, еще более развивать свое общественное сознание.
4) Не-марксисты, "контр-марксисты". От марксистов обыкновенных отличаются попыткой радикально пересмотреть Маркса. Критикуют не его как такового, а скорее неактуальные места его теории, не отрицая, а пересматривая марксистский метод. Не надо путать их с долбоебами вроде Мухина, который на каждом углу кричит, что он де перерос Маркса. От обыкновенных отличаются радикально иными взглядами на субъект революции, не считают таковым промышленный пролетариат — и многие поцы. Увы, эти вообще незаметны как радиация;-))
Какие-то люди на фоне Маркса.
1) Те, кто прочитал что-то из Маркса\Энгельса и ровным счётом ник** не понял, но идея понравилась. Воображают себя революционерами и прозревшей частью населения, но не могут без ошибок объяснить простейшие понятия навроде «капитализм», «эксплуатация». Искренне верят. Самые яркие примеры - тупые нищеброды, страшные тёлки и хипстеры.
2) Персонажи советского способа мышления. Вымирающий вид. Представлен не только КПРФ, представлен и среди молодежи, однако, наиболее распространен был во времена совка и 90-е. Основная идея — социальное государство и радение за него, родное. Эталон вульгарного маркизма из марксистской палаты мер и весов. И все же намного умнее, чем предыдущие. ( уж извините если шо не так ..на хотел я вас обидеть..)
Вы колготки носите?
А цвет не синий?
Мадамм, так синий?
А Маркс шо учит? "форма первична, а содержание вторично"
Так синий?
Спокойной ночи.
Вы каждый раз банальны по-новому, но - банальны всё равно , Зуев :)))))))))))))))))
А я вас плавно подвожу к мысли, шо не всякая кухарка может управлять государством.
Кроме мертвечины красных баронов и схоластики марксизма в понимании местных коммунистов, есть ещё много забавных штучек, вроде спонтанного петтинга на собрании партячейки, хорового пения и перетягивания лифтового каната из второго подъезда в четвёртый.
Ви же покроетесь моршчинами, як корма у носорога, если будете с уныло-заумной физиономией тошнить изо дня в день за непримиримый выбор позиции в классовой борьбе. В результате всё сведётся к банальному - он сверху, она … тоже сверху, а выше только Маркс.
Мадамм, так вы колготки носите?)))))
Мне сегодня весело и без Ваших пронафталиненых банальностей.
Процитирую Кургиняна из "Исава и Иакова" (http://lib.rus.ec/b/244455/read):
Маркс — гегельянец? Полно! Маркс — единственный серьезный оппонент Гегеля в XIX столетии. Гегель — исторический оптимист. Маркс — нет. Исторический оптимизм Гегеля чудовищен. Гегель уверен в неизбежности конца истории. И его конец истории (примитивной копией которого является конец истории Фукуямы) — это царство Нового духа. Дух истории перестает наращивать и сущность, и отчуждение. Новый дух снимает отчуждение в особых условиях — условиях постистории, условиях, когда сущность превращается в константу. И в этом превращенном в константу виде начинает осваиваться человеком и человечеством во имя очень специфического снятия отчуждения.
...
Накопленная сущность прекращает самодвижение и потому может рассматриваться как коллекция музейных экспонатов. Каждый элемент накопленного (и не подлежащего дальнейшим метаморфозам) должен всесторонне исследоваться и вводиться в самые причудливые сочетания с другими элементами, представляющими собой такие же музейные экспонаты. Творчество, в виде создания чего-то неслыханного и ранее невозможного, отменяется. Нет истории — нет напряжения — нет и источника подобного творчества.
Кроме того, снятие исторической напряженности размывает грань между возможным и невозможным. Теперь, в отсутствие напряженности, возможно все. Но поскольку эта возможность ровным счетом ничего не значит, то можно сказать, что она и наличествует, и отсутствует. А поскольку она и наличествует, и отсутствует, то это мир, где, с одной стороны, как бы возможно все («Что нам стоит дом построить? Нарисуем — будем жить!»), а с другой — все одинаково невозможно, ибо ни в каком из нарисованных домов жить нельзя.
...
Творчество уступает место бесконечной комбинаторике, той самой «игре в бисер», которую так подробно и талантливо описал Гессе в своем одноименном романе. Перебирая застывшее прошлое, мух истории, замурованных в янтарь постистории, лишенный исторического действия, «обесточенный» человек что-то постигает, преодолевая дистанцию между собой и достигнутым. Когда дистанция сокращается до нуля, человек и человечество, слившись со своей сущностью, вливаются в тот Сверхдух, который властвует и над Духом истории, и над его наследником — постисторическим Новым духом. Исчезает не только человечество, но и все, что не есть этот самый запредельный Сверхдух. Смысл же возникновения и самодвижения — формы к человеку, человека к сущности и так далее — в том, чтобы напитать этот самый запредельный Сверхдух. Вот что такое Гегель. Именно Гегель олицетворяет собой одну из двух возможных метафизик — метафизику «пост».
Так же и история человечества может идти вспять(вспомните исчезнувшие цивилизации майя и другие империи.
Так что здесь никакого противоречия нет.И наша задача вернуть сознание в общественное бытие с вектором на развитие.
ОДНОБОКОСТЬ понимания Маркса просто поражает.
Такую ГНУСЬ нам обычно втюхивают Горбачев-кадры из ИМЛ (Института Марксизма Ленинизма).
Опозорившись на практике, - они гадят в теории.
Владимир Соловьев Исповедь http://blogs.mail.ru/mail/sol_49/1F82D2C01B0B8AD2.html?page=#1F82D2C01B0B8AD2
В настоящий же момент, мне было бы чрезвычайно приятно услышать от Вас, Владимир, АРГУМЕНТИРОВАННУЮ критику обсуждаемой здесь статьи или же моих дилетантских, однобоких комментариев.
:)
Из этого я делаю вывод, что диалектика Вам неведома, статьи Вы не поняли, а мои комментарии, читали не вдумываясь....
Если желаете, попробуте теперь убедить меня в обратном. Сожалею....
"Ох, гуляла в поле ДИАЛЕКТИКА....
сколько ж колосков позатопта-ала..."
хотя меня и удивляет Ваше упорное НЕжелание прочесть всего 20стр. моей работы Владимир Соловьев Исповедь http://blogs.mail.ru/mail/sol_49/1F82D2C01B0B8AD2.html?page=#1F82D2C01B0B8AD2
Но НАМ ведь знакома эта позиция, - Осуждаем НЕ Читая!!!
А как Вам это:
"Формула данной оригинальной работы «Жизнь, а зачем она?»
Настоящая работа представляет собой МЕТОД ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, который автор применил для исследования объектов, процессов, явлений (философии) Современной физики. Данный подход может быть обобщен и применен к другим областям знаний и наукам, с переложением на соответсвующий его понятийный аппарат. Забегая вперед можно сообщить, что результатом такого логического исследования, явились совершенно неожиданные (даже для автора) выводы и предположения – гипотезы, которые позволяют по-новому взглянуть на наше мироздание. Считая ЛОГИКУ всего лишь ремеслом, имеющим набор собственных «Инструментов», автор постарался использовать весь набор – арсенал инструментов Логики. А именно :
3. Логические догадки
4. Логика логических догадок – их развитие
5. Логика «от простого к сложному»
6. Индукция
7. Дедукция
8. Логика расширяющихся кругов (спирали)
9. Логика познания
10. Логика Эволюционная.
Данный метод позволяет рассматривать многие явления Бытия (мироздания) на фундаментальном уровне. Предлагаемая методика указанных логических приемов может быть использована в исследовании, как реальных, так и виртуальных явлений нашего бытия. Несмотря на то, что работа написана на Русском языке в юмористическом ключе, она выявила более 100 рабочих гипотез в самых разных областях человеческих знаний, что доказывает очевидность её актуальности.
От автора. 2010.12.22
Это всего 30 стр текста. а, поскольку это не ВАШИ диссертации, где "седьмая вода на киселе", то Это, - концентрат мысли! К стати, из СТА гипотез, около Пятидесяти уже ПОДТВЕРЖДЕНЫ учеными разных стран, всего за 2,5 года
Жизнь, а зачем она? Владимир Соловьев http://blogs.mail.ru/mail/...
Почему? - потому, что социализм, согласно теории, это прежде всего диктатура пролетариата, другими словами, правящий класс - трудящиеся. Диктатура пролетариата, полная, ничем не ограниченная, а потом уже все остальное... Электрификация или ещё чего там... А вот полной диктатуры пролетариата как раз еще и не было никогда. В СССР было построено классическое общество утопического коммунизма, как у Томаса Мора или Кампанеллы. И его постигла закономерная судьба всех утопий. Все вернулось на круги своя... К началу, откуда и началось.
Если бы Вы взяли на себя труд внимательно прочитать и понять хотя бы ленинскую "Государство и революция", то Ваша исповедь так и не была бы написана...
Поэтому мне и неинтересно стало читать далее. Я просто проглядывала. Со многим - согласна, со многим - нет. Но Ваша отправная точка, по моим убеждениям, - ло...
Натыкаюсь на очень расхожую формулу в беседах с людьми старшего поколения, молодость которых пришлась на 70-е. Объясняешь, как все находится на грани, как человечество толкают в бездну безумцы, как в стране катастрофа в шаговой доступности... Они приходят сначала в ужас. Потом, подумав, говорят: "Все равно у них не получится. Мы особая страна, нас не победить! Сколько раз уже пытались. С нам Бог "(или История - в зависимости от религиозности собеседника). При этом делать-то ничего нового не предполагают. Т.е. они полагаются на естественный ход вещей, отстраняясь от активного участия в этом "естественном ходе".
Маркс предполагал активную позицию по отношению к бытию и сознанию. И деятельность человека как ведущую преобразующую силу. Позиция Гегеля чревата отстраненностью от реалий бытия, перекладыванием тяготы мира на добровольных но...
МИР ОЧЕНЬ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ !!!
Нужно исходить из этого, в первую очередь. От отрыва Человека от Природы. От перенаселения, наконец.
Необходимы НОВЫЕ концепции...
ИМХО
PS: Остаюсь ЯРЫМ сторонником того, что между Западниками и фундаменталистами скоро прольется кровь.
ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ КРОВЬ!
Автор, открой любой учебник диамата советских времен, почитай про соотношение сознательности и стихийности. Не услышал он!
И перестань пудрить мозги тем, кто этого учебника не видел. (и нирикамендую, ибо уныло)
А разве преодоление противоречий всегда происходит в сторону развития? Деградация - это тоже преодоление противоречий, но в другую сторону. А вот для того, чтобы разрешать противоречия в нужную сторону и двигаться по пути развития, надо прикладывать усилия.
Процесс же познания я бы упрощённо рассматривал, как вектор, обуславливающий направление движения процесса разрешения противоречий, который имеет отправную точку, имеет направление, но не имеет конца.
Человек вообще живёт в будущем: он должен предсказывать движение окружащщих предметов на секунду вперёд, чтобы просто двигаться. Но для того, чтобы это предсказание осуществлять, он должен учиться, взаимодействуя с объектами реального мира. Потому сначала бытие определило сознание, а потом сознание стало влиять на бытие и закрутился эдакий маховик.
―Т.н."Научный" социализм был ненаучным псевдо-социализмом.
http://blogs.privet.ru/user/tatsmaki?page=2
..............
Отделять дух (сознание) от материи - дебилизм средневековья, перекочевавший в прошлое столетие.
...........
Отделяют дух от материи тогда, когда надо уничтожить народ или страну.
- логика исследования (мышления) - от природы к идее,
- логика конструирования - от идеи к природе.
В глобальном мире, исходя из поведения любой замкнутой интегральной системы, мы должны прийти к тому, что каждый человек понимает свою ответственность, свою полную зависимость от других. Поэтому мы должны достичь гармонии в наших взаимоотношениях, которые образуют целостную систему - научное мировоззрение, дающее возможность Человечеству совершить переход из мира необходимости в мир свободы от нужды.