Что будет с пенсиями после реформы

На модерации Отложенный

Объяснительная записка главному редактору «Новой газеты» Муратову Д.А.

Дмитрий Андреевич!

На редакционной коллегии Вы спросили меня, какой будет Ваша пенсия после очередной реформы, затеянной социальным блоком правительства. Я ответил, что примерно такой же, как у остальных членов редколлегии. Вы обратили внимание на то, что в отличие от некоторых коллег, родившихся до 1967 года, Вы в течение десяти лет участвовали в накопительной системе — а значит, какая-то разница должна быть!

Но фокус в том, что новая пенсионная реформа, в том виде, в котором она была 1 октября представлена президенту правительством, это на самом деле контрреформа, предполагающая возврат к распределительной, советской по сути системе, включая базовый постулат о равенстве всех в бедности.

Конечно, это настолько социально опасная штука, что Минтруд и Пенсионный фонд, которые курируют реформу, вот так сразу в этом не признаются. Вывешенный на всеобщее одобрение и направленный президентом на всеобщее обсуждение текст стратегии развития пенсионной системы до 2030 года не содержит главного элемента — новой формулы расчета пенсий. Но есть эксперты, которым я могу безусловно доверять. Они видели эту формулу своими глазами — и она страшная.

В чем логика действующей системы? Пенсия, и накопительная, и страховая части, пропорциональна количеству денег, которые ты положил в общий котел. А период времени, за который ты это сделал, не так уж и важен (минимальный срок — пять лет). А в новой формуле главное — это стаж. Настолько главное, что стажевый коэффициент воткнули в формулу три раза. Для того чтобы заработать на достойную пенсию по этой формуле, нужно иметь белую зарплату на протяжении минимум 40 лет.

Помните, у Пушкина: «ярем он барщины старинный оброком легким заменил»? Правительство сейчас предлагает обратную операцию. Хочешь пенсию — выполняй трудовую повинность.

Но если у тебя низкая зарплата, то и длинный стаж не спасет, потому что зарплатный коэффициент в формуле тоже есть.

Есть в ней и третий элемент, самый секретный, что-то вроде нормативного коэффициента, на который будут умножаться все ваши успехи в деле отчисления взносов и отбывания трудовой повинности. И он от индивидуальных потуг зависеть не будет никак. Его будет рассчитывать правительство: сколько насчитает, столько и будет. Может, 0,5 — а может, и полтора. Чутье подсказывает, что полтора может насчитаться в предвыборные годы, а в последующие калькуляторы правительственных чиновников будут показывать гораздо меньшие цифры.

Из этой формулы следует еще один важный вывод: ни будущие, ни действующие пенсионеры никогда не смогут предсказать размер собственной пенсии.

И зачем правительство это делает, спросите Вы?

Потому что пенсионеры слишком дорого обходятся бюджету. А у него новые приоритеты. И это даже не армия, флот и спецслужбы. Это наполнение Резервного фонда, который к 2017 году, согласно новому бюджетному правилу, должен вырасти на 3% ВВП, то есть где-то на полтора-два триллиона рублей. Чем меньше расходуется денег на пенсионеров, тем больше можно откладывать.

А то, что отложено в Резервном фонде, правительство имеет право тратить на оперативные нужды бюджета.

Для того чтобы в ближайшие годы можно было и копить предвыборную заначку, и как-то платить пенсии, правительство предлагает фактически ликвидировать накопительную часть пенсии и свалить все в общий котел. В качестве компенсации предлагается настоящие, живые деньги, которые лежат на наших накопительных пенсионных счетах, «конвертировать» (уже страшно, да?) в пенсионные права. Реализация которых, в свою очередь, будет зависеть от очередной формулы, которую выдумают экономисты ПФР, чтобы объяснить, почему это у нас пенсии настолько ниже зарплат.

Если Вы спросите, означает ли это, что нас хотят элементарно ограбить ради финансирования будущей президентской кампании, отвечу просто: «Да».