"Гром победы раздавайся": про российский флот

На модерации Отложенный

«Гром победы раздавайся» или несколько слов о подводном флоте России.

Не проходит и дня, чтобы на Портале "Newsland" не появлялись радужные статьи на оборонную тематику с хлёсткими и оптимистичными названиями, вызывающие дикий восторг пользователей «ура-патриотов», порой не понимающих того, что комментируют. И чем больше их читаешь, тем больше меня, простого гражданина, обуревают сомнения, образно говоря, в том, что «от тайги до британских морей армия Путина всех сильней».

Как человека, склонного к определённому анализу, меня интересует один вопрос: в какой степени Вооружённые Силы страны, находящиеся в непрекращающейся стадии бесплодных реформ и развала, смогут защитить страну, и в каком государстве будут жить мои дети и внуки. В цельной и сильной России или в нескольких, разорванных более сильными геополитическими хищниками сырьевых бантустанах? Уж больно часто из уст высокопоставленных государственных деятелей наших новоявленных друзей-партнёров слышаться откровенные претензии, что Россия имеет слишком большую территорию и огромные природные ресурсы, непозволительно большие энергетические запасы.

Не буду вдаваться в стратегические замыслы, по словам Д.А. Медведева, «лучшего министра обороны в истории России» господина Сердюкова и его команды менеджеров, но кажется мне, что как-то неладно обстоят дела в его ведомстве. Отчего-то падают ракеты, гробятся спутники, нормой стали катастрофы авиатехники, взрывы арсеналов, поломки кораблей и гибель военнослужащих в мирное время.

А на фоне всего этого льются бравурные речи первых лиц государства, депутатов, деятелей типа Сердюкова и Макарова, сдобренные радужными планами новоиспечённого кремлёвского мечтателя Рогозина и прочих руководителей комиссий, комитетов и подкомиссий. И весь этот поток заявлений и обещаний тиражируется ангажированными средствами массовой информации, создающими иллюзию у населения, что всё у нас в деле обороны хорошо, а будет ещё лучше.

Среди пользователей Портала достаточно людей, прошедших военную службу, и можно надеяться, что они расскажут о делах в своих видах и родах вооружённых сил.

Я же хочу рассмотреть лишь одну составляющую обороноспособности страны: состояние подводного флота, что всегда было предметом гордости страны и её народа.

В последний год существования СССР в боевом составе ВМФ находилось 185 атомных подводных лодок: 62 ракетных подводных крейсера стратегического назначения и 123 подводные лодки с крылатыми ракетами и торпедами, а также 114 дизельных подводных лодок. Это был самый мощный в мире подводный флот, составлявший основную часть нашей ракетно-ядерной "триады" и надёжно обеспечивавший морскую мощь государства, дающего ему полное право называться Великой морской державой.

Дорвавшись до власти, новоявленные хозяева страны сделали всё для обескровливания Вооружённых сил в целом и прежде всего флота. Сбылось пророчество военного моряка и знаменитого композитора Н.А. Римского-Корсакова о том, «что в государстве, которое начинает разлагаться, прежде всего гибнет флот».

В рекордные сроки, с 1992 по 1997 годы, из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой сразу 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. И этот процесс, правда, в менее рьяных масштабах продолжается и по сей день, причём в его финансировании охотно участвуют США, Канада и даже депрессивные страны Евросоюза.

Создаётся впечатление, что наш подводный флот за годы бесконечных реформ сжался, как шагреневая кожа, и из океанского превратился в прибрежный. А власть государства под названием Россия, имеющего морскую границу с 12 государствами протяжённостью почти 39 000 километров, большинство из которых явно нам не союзники, не понимает, что флот - необходимый и весьма действенный инструмент охраны экономических и политических интересов страны. Однако это очень давно и хорошо осмыслили наши заокеанские контрагенты и исходят из постулата: кто владеет морем, тот владеет миром.

В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении у 33 стран, в том числе пять стран (США, Россия, Великобритания , Франц, КНР) обладают атомным подводным флотом, и ещё две страны (Индия, Бразилия) ведут строительство своих атомных подлодок.

Общая численность подводного флота 27 стран НАТО, включая США, в настоящее время превышает 240 единиц. К этому следует ещё добавить подводный флот Китая - почти 80 единиц. Итого - более 320 подводных лодок.

Что же на сегодняшний день Россия может выставить в случае возможного военного конфликта? Оставим на совести стратегов и разведчиков США и стран НАТО утверждение о наличии у России всего 18-ти боеготовых подводных лодок. И обратимся к отечественным доступным источникам.

Без учёта строящихся, ремонтирующихся, экспериментальных лодок, а также субмарин, находящихся в отстое перед утилизацией, мы получим сводную цифру 30 боеготовых подводных лодок, из которых 7 ракетных крейсеров стратегического назначения, 3 атомных подводных лодки с крылатыми ракетами, 11 многоцелевых атомоходов и всего 9 дизель-электрических субмарин. То есть в примитивном пересчёте вероятный подводный противник имеет более чем десятикратное превосходство. Рассмотрим эту ситуацию по флотам.

Северный флот традиционно имеет самую мощную подводную составляющую. На сегодняшний день по данным открытой печати, после совершенно необоснованного вывода из боевого состава всех тяжёлых ракетных подводных крейсеров 941 проекта («Акула») он имеет в своем составе: 5 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) 667 БДРМ проекта (в 1991 году их было более 40), 2 лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК 941А проекта), 9 многоцелевых атомоходов. Кроме этого имеется одна лодка «Дмитрий Донской», переоборудованная в опытовую. На этой самой большой подводной лодке в мире сделали одну шахту для пусков «Булавы». Есть ещё 3 боеготовые дизельные лодки («Варшавянки») и одна экспериментальная.

С чем могут столкнуться подводные силы Северного флота в случае вооружённого конфликта? Прежде всего, с Атлантической группировкой из 38 атомных лодок США, 11 атомоходов Великобритании, 10 атомных лодок Франции, 6 дизельных лодок Норвегии и 4-х лодок Нидерландов. Кроме этого порядка 15 дееспособных корпусов американских и английских атомоходов находятся в резерве (в отличие от России они ничего не утилизируют). А если в сферу ответственности Северного флота, как раньше, входит Средиземноморье, то к ранее указанным силам противника следует добавить ещё 16 дизельных подлодок Греции, Италии и Испании.

Итого: почти 4-х кратное преимущество в атомоходах и 8-кратное в дизельных лодках в пользу вероятного противника.

На советском Тихоокеанском флоте было 46 единиц только ракетных подводных лодок стратегического назначения. А что мы имеем сегодня? В преддверии саммита АТЭС появились данные о наличии в составе Тихоокеанского флота 5 атомных и 7 дизельных подводных лодок.

На самом деле есть небольшие расхождения в цифрах. В строю находятся 2 РПК СН 667 БДРМ проекта, 1 ПЛАРК 949А проекта и 2 многоцелевые АПЛ проекта 971 («Щука-Б»), а также 5 дизельных лодок 877 проекта («Варшавянка»).

В качестве сил, противостоящих подводным силам России, мы можем рассматривать 19 японских дизельных подводных лодок и тихоокеанскую группировку США, включающую 29 атомоходов. К этому можно добавить подводный флот Китая, состоящий из 8 атомных и 67 дизельных подводных лодок, и пока сориентированный на юг морского театра военных действий, что не гарантирует перенацеливания этих сил в сторону северного соседа, если не дай бог, военные амбиции КНР распространятся на Россию.

Произведя простые расчёты, мы получим следующее соотношение сил: по атомным лодкам превосходство противника в 7,5 раза, а по дизельным - в 12.

На современной Балтике, где в советские времена оперировали 32 дизельные подводные лодки, боеготовой можно считать одну подводную лодку. Есть ещё не принятая в состав ВМФ многострадальная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта «Лада», хотя с момента закладки прошло 15 лет. Перспективы её использования уже ясны: в ноябре 2011 года Главный штаб ВМФ сообщил о сворачивании программы испытаний проекта «Лада», и серийного производства не будет.

Получается, что против одной балтийской подлодки 24 немецких, 6 датских,4 шведских и 2 польских (причём недавней российской постройки). Итого36 единиц. Комментарии по случаю абсолютного перевеса натовских субмарин на Балтике излишни.

Ещё хуже ситуация на Чёрном море. На момент уничтожения СССР на Черноморском флоте было 30 подводных лодок в строю. С уходом в июле 2011 года на ремонт в Кронштадт дизельной подводной лодки Б-871 «Алроса» (героини фильма "72 метра") на Чёрном море впервые не осталось ни одной дееспособной российской подводной лодки. Правда есть ещё подготовленная к списанию Б-380 «Святой князь Георгий», которая находится в плавдоке №16 в Южной бухте Севастополя. Таким образом, мы имеем голимый «ноль». Реально существует только лишь штаб 247 - го отдельного дивизиона в ожидании пополнения. По сути, на Чёрном море монополию в подводном оружии безраздельно держит Турция с 18 дизельными подводными лодками 3-х проектов.

При этом печальном соотношении 320 против 30 мы ещё должны учитывать возможности противолодочных сил врага и такие факторы, как повседневная техническая готовность подводной лодки, наличие на борту оружия и продовольствия, подготовленность и комплектность экипажа и многое другое, что вносит коррективы к её применению почти каждый день.

Можно ещё посмотреть качественный состав наших подводных лодок

Судите сами... Возраст атомоходов - от 1981 года (серия БДРМ) до 2002 года («Гепард»), который разрабатывался в 80-х годах прошлого столетия, а закладка произошла в сентябре 1991-го. В общем, всё ещё советский арсенал.

Мне могут возразить, вспомнив «Борей» и «Ясень». Вся беда в том, что ни одна единица этих проектов в состав ВМФ не принята, а темпы строительства лодок 955 проекта таковы: головной корабль «Юрий Долгорукий» строят почти 11 лет, второй корабль «Александр Невский» - 10 лет, третий, «Владимир Мономах», - 8 лет.

В рамках госпрограммы вооружений ведомство Сердюкова планировало к 2020 году получить десять подлодок проекта 955 "Борей" и десять подлодок проекта 885 "Ясень". С их помощью оно надеялось впервые за 26 лет вернуться к патрулированию нейтральных вод.

Однако уже сегодня произошла корректировка заказа. Россия получит лишь семь АПЛ проекта "Ясень" к 2021 году вместо 10. Первая лодка "Северодвинск" сейчас проходит испытания и должна до конца 2012 года войти в состав ВМФ, во что верится с трудом. Строительство следующей подлодки "Казань" должно закончиться только в 2015 году.

И если верить недавнему заявлению члена Военно-промышленной комиссии при российском правительстве Владимира Поспелова, сроки создания двух группировок атомных подводных лодок, построенных по проектам 955 "Борей" и 885 "Ясень", могут быть сдвинуты на срок позже 2020 года. Правда есть маленький нюанс, что к этому времени все лодки советской постройки, которые сегодня в строю, отслужат свои сроки и будут выведены из состава ВМФ. Таким образом, общая численность подводных сил не увеличится, а уменьшится. И как тут не верить заслуженному советскому адмиралу Ивану Матвеевичу Капитанцу, оплёванному либеральными писаками и безграмотными стратегами, который почти 20 лет пытался «как в рельсу» достучаться до правительства с расчётами, что к 2015 году Россия необратимо потеряет подводную боевую мощь.

Есть ли какие перспективы в деле возрождения подводного флота? Сказать сложно. Есть примеры из истории СССР. На момент окончания Гражданской войны у России осталось 21 ПЛ, практически не имевшие боевого значения. С 1927 по 1941 было заложено 269 подводных лодок, построено 206. В войну СССР вступил, имея самый большой подводный флот в мире, - 218 единиц.

По окончании второй мировой войны советское государство количественно уступало вероятному противнику в 22 раза во всех основных классах надводных кораблей и в 2,5 раза - по подводным лодкам. Через 15 лет речь пошла о паритете в подводных силах, а всего до распада Советского Союза было построено 667 подводных лодок, в том числе 265 атомных (без учёта опытных и специальных).

Хотелось бы задать вопрос, а можно ли верить властям, обещающим оборонный прорыв, хотя для этого не имеется необходимого научного, технологического, производственного и кадрового потенциала, способного обеспечить оборону страны на должном уровне. И как долго можно вешать лапшу на уши о мифических успехах в деле обороны страны обывателям, слепо верящим правителям и ангажированным властным пропагандистам. Известно, что о многих таких «успехах» власти люди узнают, когда уже «поздно пить боржоми». И ещё у меня как у человека, который родился и закончит жизнь в этой стране, за эти годы сформировалось твёрдое убеждение, что российская правящая элита в принципе не нуждается в существовании российской армии и флота как силы, обеспечивающей обороноспособность России. Вывезя свои неправедные деньги и семьи за рубеж, представители этой «тусовки», насколько можно судить, искренне убеждены в том, что «в случае чего» их будут защищать войска США и их союзников по НАТО, и они просто не связывают своего будущего с «этой страной». Известный писатель и историк В.В. Крестовский написал в 19 веке: «Флот - показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности».

Очень хочется верить, что не всегда государственное скудоумие будет править бал в России.