Исход выборов в парламент Белоруссии был предрешен

Если говорить о Белоруссии, то де-факто там нет партий как таковых

На мой взгляд, проблема не в конкретных выборах в парламент Белоруссии. Они могут быть честными. Проблема с партийно-политической системой, которая как таковая отсутствует. Есть Лукашенко, и есть все остальные. Выборы строятся по мажоритарному принципу, что вполне совместимо с развитием партийной системы, но фактически политическое пространство никак не структурировано, кроме принципа «за или против президента».

Если говорить о Белоруссии, то де-факто там нет партий как таковых

Я допускаю, что в одномандатных округах мажоритарные выборы выиграть непросто, и это – известный эффект сдерживания оппозиционных политических сил. Например, во Франции «Национальный фронт» поддерживают порядка четверти населения, возможно, 15-20%, но при этом представителей «Национального фронта» в парламенте – раз, два и обчелся. Мажоритарные выборы отсекают нишевых политиков, они должны набрать не 15-20%, а большинство. Мажоритарный принцип обычно сводит все к очень ограниченному количеству партий, в стандартном варианте – к двухпартийной модели.

Если говорить о Белоруссии, то де-факто там нет партий как таковых. Это создает огромные сложности для управления политической системой с точки зрения преемственности власти на перспективу. Все претензии, которые возникают, являются следствием этого факта. Это – не обвинение в адрес политической системы Белоруссии. Это – просто проблема, не решив которую, обеспечить устойчивость управления государственно-политической системы очень сложно. Кстати, есть способ организации публичного пространства при помощи партий, выражающих интересы отдельных социальных корпораций – врачей, учителей, рабочих, государственных служащих, крестьян и т. д. Но в общем и целом социальная структура современного общества сложнее, она не допускает четкой, простой стратификации.

К чести белорусской экономики и общества, там социальные страты прочерчены достаточно четко благодаря тому, что сохранился бюджетный сектор полной занятости, сохранилась крупная промышленность, на плаву – сельское хозяйство.

Если бы партии де-факто представляли эти социальные группы, это бы обеспечило сетку представительства и системную политическую конкуренцию, а не конкуренцию между личностями.

Президент нуждается в создании социально-консервативной партии

Аналогично проблемы стоят и с преемственностью власти. На мой взгляд, президент нуждается в создании партии, которая могла бы быть партией социльно-консервативного плана, соединяющей социально-демократические принципы в экономике с консервативными принципами в культурно-политической сфере.

Критика актуализирует вопрос о неоформленности белорусской политической системы. Это чревато возникновением постоянных проблем и дисфункций, но проблем, связанных не с недовольством наблюдателей. Лукашенко, может быть, комментирует то, что необязательно комментировать, но его чувства вполне понятны. Но проблема в том, что одно лицо, даже если оно и популярно, не может обеспечивать представительство большого, многообразного общества. Кстати, если взять длинный тренд, то и уровень популярности президента снижается. Необходимы лидеры второго плана, необходима некая публичная конкуренция команд. Развитое общество, которым является Белоруссия, не может позволить себе такой аморфности в политической сфере.

Если же говорить о конкретном нынешнем составе парламента, то ждать от него надо того же, что и прежде, принципиально ничего не изменилось. Системной оппозиции в Белоруссии нет, хотя есть фигуры, которые могли бы претендовать на эту роль. Поэтому исход выборов был предрешен задолго до них. Стоит ли удивляться, что по итогам выборов оппозиции нет во власти? Хотя, безусловно, с чисто политтехнологической точки зрения системная оппозиция – вещь очень важная для легитимации автократического режима. Но, заметьте, я не говорю, что это – авторитарный режим: я говорю – автократический.