Трудовая миграция в Беларуси бъёт рекорды

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) выразила обеспокоенность оттоком трудовых кадров из страны. Сейчас в экономике занято 4,57 млн. человек, что меньше, чем в 2011 г. Рекрутеры утверждают, что ряд отраслей обречен на утечку мозгов и рабочих рук: местные наниматели просто не в состоянии сделать специалистам достойное зарплатное предложение. Спасает разве что довольно жесткое административное регулирование рынка труда, без которого потеря кадров могла бы приобрести небывалые масштабы.

За последние годы белорусский рынок труда пережил сразу две волны трудовой миграции. Первая пришлась на кризисный 2009 г., вторая — на еще более проблемный 2011-й. Причем, если прежде кадры уезжали в одиночку или, в крайнем случае, небольшими коллективами, бригадами, то в прошлом году — целыми отраслями.

Так, сокращение объемов строительства вызвало высвобождение огромного количества рабочих рук — от бетонщиков и арматурщиков до отделочников. Представители отрасли вспоминают, что в регионах, граничащих с Россией, люди увольнялись бригадами, коллективно отправляясь на заработки на стройки соседней страны. До сих пор кадровые агентства почти каждый день получают запросы от российских коллег, готовых предложить рабочим места в любой точке РФ — от Калининграда до Тюмени. Среднее зарплатное предложение для них — не ниже 1-1,5 тыс. долларов.

Любые, даже самые незначительные реформы в экономике Республике Беларусь при нынешней слабой власти, усидевшей только благодаря палкам ОМОНа, политически расколотом обществе, огромном внешнем долге и самой масштабной в Европе трудовой миграции (более 25% трудоспособного населения, впереди только Албания), невозможны…

Печальное положение дел на рынке труда внутри страны подтверждает исход из Беларуси трудоспособного населения, который давно приобрел массовый характер.

Его не фиксируют миграционные службы, и официальная статистика с гордостью докладывает, что сальдо миграции в Беларуси положительное. Дело в том, что эти люди остаются гражданами Беларуси. Многие оставляют за собой недвижимость на родине, но реально живут и работают в других странах. По предположениям экспертов, таких людей может быть около 1 млн, или более 20% от всего занятого населения. Именно такое количество белорусских граждан вроде как есть в стране, но среди работающих не числятся.

Уезжает и просто молодежь. Родители вынуждены отправлять детей в другие страны, так как не видят для них перспективы в Беларуси. Пресловутые «чарка и шкварка», которые гарантирует своему народу Лукашенко, их уже не устраивают.

Впрочем, вернуть эти кадры не так сложно. Многие работают вахтовым методом, бригады нанимаются на сезон или берутся за конкретный подряд, после чего снова ищут работу. Опаснее, что после кризиса рынок недосчитался и белых воротничков. Часть из них покинули страну, другие — переквалифицировались.

Но главная проблема оттока офисных сотрудников — выезд «топов». Из Беларуси в Москву, Санкт-Петербург, а теперь и в Киев массово переманивают финансовых и коммерческих директоров, директоров по производству, строительству, исполнительных директоров.

Ситуации, когда в столице соседней страны топу готовы платить в 4-5 раз больше, чем в Минске (не говоря уже о регионах), не редкость. Поэтому рост зарплат — единственное, что позволит вернуть управленцев на родину, если кто-то в Беларуси готов будет заплатить исполнительному директору 5 тыс. долларов, то будет стоять очередь специалистов, и они будут возвращаться из Москвы и из Киева.

Кризисные потери специалистов всех квалификаций могли бы быть еще более масштабными, если бы государство не защищало кадровый рынок. Например, в той же Москве действует программа, нацеленная на привлечение специалистов из-за рубежа. И приоритет отдается как раз белорусским кадрам — их проще легализовать в силу оформленного общего рынка труда, к тому же работодателей подкупает общность менталитета и высокая по сравнению с представителями, например, среднеазиатских стран культура труда.

Но поиск кадров в Беларуси осложнен. Так, в рекрутинговых компаниях утверждают, что получить в Беларуси лицензию на трудоустройство за границей непросто. А обязанность компаний отслеживать судьбу каждого клиента вплоть до возвращения домой создает много волокиты для легальной работы. В результате российские кадровые компании склонны работать с белорусскими клиентами нелегально или только в своей юрисдикции — например, размещая вакансии, способные заинтересовать белорусов, на российских сайтах.

Еще одно спасение для рынка — высокая доля государства в экономике. Госпредприятия, как известно, ограничены в принятии решений о сокращении штатов даже в кризис, когда тому есть экономические предпосылки. Правда, такая защита рынка приводит к тому, что предприятия поддерживают кадровый балласт в виде специалистов не самого высокого уровня с минимальной заработной платой. В то время как сотрудники с высоким потенциалом страдают от зарплатной уравниловки и скорее склонны уезжать из страны в поисках лучшей доли.