Провокация - отмычка к ящику Пандорры

В феврале 2012 года у алтаря Храма Христа Спасителя произошла эпатирующая выходка панк-группы Pussy Riot. Трое из пяти участниц акции были арестованы, после полугодового следствия состоялся суд. За хулиганство и разжигание религиозной ненависти женщины были приговорены к двухлетним срокам тюремного заключения.

Задолго до оглашения приговора, фактически с момента взятия панк-певиц под стражу в марте 2012 года, эта история получила бурную огласку в СМИ. О ней высказывались политики и дипломаты, рок-звезды и писатели, режиссеры и актеры, галеристы и блоггеры. Организация Amnesty International моментально разглядела в пуссирайотах узниц совести, их судьбой обеспокоился Госдеп и германский МИД. Главная претензия к судебным властям нашей страны от всех внутренних и внешних критиков заключалась в «реакции, неадекватной содеянному». Мол, отпустите их, будьте милосердными. Терпите глум, подставляйте одну щеку вослед другой. Придерживайтесь библейских заповедей, пока на них будут испражняться.

Так что неадекватной и удивительной была сама реакция на панк-молебен. Во-первых, общественного мнения поддержка Pussy Riot никак не отражала и не отражает. Даже на славном своей политкорректной терпимостью Западе большинство обывателей такой эпатаж не поддерживает. В России же не было и намека на раскол общества по критерию «ты за кощунство или против», практически все население принципиально отвергает храмовое хулиганство. Отвергает вне зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности.

Во-вторых, московские акции «борцов с клерикализмом» все лето развивались по нарастающей. И были резко оборваны в день приговора приговора. Точно такой же концентрацией по времени отличались и протесты западных рок-звезд. После 17 августа Стинг, Й.Оно, Маккартни, Бьорк и т.д. к судьбе соратниц по музыкальному цеху отчего-то охладели.

Отдельно хочется сказать об инновационном подходе к протестному самовыражению певицы Мадонны. На концертах Луиза Чикконе предоставляет участок собственной спины для мотивирующих надписей, будь то «Free Pussy Riot!» на питерском концерте или «OBAMA!» на съезде Демократической партии США. Надо полагать, что во внеконцертные дни спину поп-дивы украшает бейджик «Здесь могла быть ваша реклама»…

В-третьих, место негодующих музыкантов незамедлительно было занято десятком кощунственных акций в российской провинции – граффити на стенах храмов, спиленные кресты в Архангельской и Челябинской областях. Буквально через пару дней эта волна схлынула без следа. Такую структурную организованность протестов трудно соотнести с их стихийностью. Постоянное муссирование темы Пусси Риот доводило до абсурда. На многих заседаниях Хамовнического суда число журналистов превышало количество всех остальных – и пострадавших, и потерпевших, и протестующих, и сочувствующих, вместе взятых. «Давайте бунтовать, ведь это весело и прогрессивно!» - такой рефрен слышался в разноголосице оппозиционных репортажей.

Бунтарским символом панк-группы стали яркие вязаные шапки с прорезями для глаз и рта – «балаклавы». Изобретен этот фасон головного убора достаточно давно, а знаменитым стал 40 лет назад - в 1972 году, во время громкой террористической акции палестинских экстремистов во время Мюнхенских Олимпийских игр. Все участники «Черного сентября», захватившие израильских спортсменов, носили такие маски. Сквозь них произносили свои требования. Глядя через дыры своих масок, расстреляли одиннадцать невинных людей.

В этих глухих шапках разбегались из залитой кровью олимпийской деревни.

Балаклава стала артефактом экстремизма, вне зависимости от своей расцветки. Если раскрасить балахон ку-клукс-клановца, он все равно останется символом расовой ненависти и суда Линча. Узорная роспись на свастике никогда не замаскирует этого символа нацистских преступлений. И участницы коллектива, получившего мировую геростратовую известность после выходки у алтаря, вполне гармоничны со своими головными уборами. Они никогда и не скрывали своих радикальных взглядов. В ряде выступлений и интервью основными целями Pussy Riot ее участники прямо называли «борьбу с правоохранительными органами и радикальную децентрализацию органов власти». Они не назвали своих имен, пользуясь сценическими псевдонимами. Заявляли о взаимозаменяемости каждой участницы. Хорошо быть смелым анонимно, это еще мюнхенские палестинцы в балаклавах поняли. Пока их израильский спецназ не повылавливал.

В тандеме «творчество+экстремизм» вторая часть подминает под себя первую и становится главной. Более того, антирелигиозный эпатаж не может оставаться в рамках законности, он инициирует неуправляемое насилие. Приводит к таким последствиям, что никакому «Черному сентябрю» и не снились. Прилюдно спиленный поклонный крест в Киеве как протест группы FEMEN на московский приговор – это еще «цветочки». Какими могут быть «ягодки», показали недавние события в «освобожденной от тирании» Ливии.

В Калифорнии был снят потрясающе мерзкий фильм о жизни пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников, крайне оскорбительный для любого мусульманина. Кретинизм создателей и актеров  настолько зашкаливал за все мыслимые границы, что прокат ленты c бюджетом в 5 млн $ ограничился единственным показом в заштатном кинотеатре. Однако размещение низкопробного  ролика на вездесущем YouTube распахнуло настоящий ящик Пандорры.

Для идеологов воинствующих джихадистов скандальная лента стала настоящим подарком. Ее стремительно перевели на арабский язык, причем оскорбительные реплики даже «усугублять» не пришлось – настолько актеры не стесняются в выражениях. Прокат дублированного фильма в арабских странах вызвал кровавый взрыв антиамериканизма. Причем пострадали не создатели фильма – им-то что, до Калифорнии дотянуться трудно. В Египте, Йемене и Ливии толпы разъяренных фанатиков пошли на штурм посольств и консульств. В Бенгази, крупнейшем городе восточной Ливии, нападение «удалось». В результате были зверски убиты четверо граждан США, в том числе глава дипломатической миссии (!) Кристофер Стивенс. Когда же дубляж ленты выйдет на пушту или фарси, реакцию в Пакистане, Афганистане и Иране предсказать несложно. Реакцию на кощунственные оскорбления религиозных святынь.

Мастер джазовых композиций Ииро Рантала отказался выступать в Москве из-за судебного преследования  Pussy Riot с формулировкой «не желаю проводить концерты в государстве со средневековым уровнем свободы слова». К какой  средневековой дикости может привести примат провокационного слова над традиционными религиозными ценностями, виртуоз может посмотреть по CNN. Этот канал показал труп посла, волочимый по улицам Бенгази, во всех подробностях. Есть вещи, которые попросту недопустимы. Которые нельзя прикрывать свободой творчества, свободой слова или любой другой красивой этикеткой. Потому что провокация, умножающая ненависть и боль, недостойна называться свободой.