На выборах в губернаторы выбор есть?

Через месяц, 14 октября, страну накроет очередная выборная волна: в 73 регионах будут избирать либо губернатора, либо региональный парламент, либо городской или сельский совет, либо главу муниципального образования. В плане же электоральных сюрпризов никаких «либо» нет. Эксперты сходятся во мнении, что наибольший интерес представляют уж точно не губернаторские выборы и не выборы депутатов региональных парламентов. Самое интересное может произойти в городах - административных центрах, где изберут местные представительные органы. Это Барнаул, Владивосток, Курск, Тверь, Петропавловск-Камчатский, Черкесск и Ярославль. Там и протестные настроения сильны, и ресурсов для контроля честности выборов достаточно.

Губернаторские выборы пройдут в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. Хотя прямое избрание глав регионов - это главное нововведение майской политической реформы, исход выборов в Амурской, Белгородской и Новгородской областях довольно предсказуем.

В Амурской области действующему губернатору Олегу Кожемяке будут оппонировать выдвиженцы КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Известно, что за «оппозиционеров» подписались и единороссы. Напомним: чтобы быть зарегистрированным, необходимо пройти так называемый муниципальный фильтр - собрать от 5 до 10% подписей глав муниципальных образований и депутатов. В Амурской области этот показатель равен 7%.

Глава региона Олег Кожемяко, возглавляющий область с октября 2008 года, - довольно жесткий руководитель, регулярно получающий в рейтинге политической выживаемости губернаторов, который составляет фонд «Петербургская политика», «четверки» и «пятерки». Его поражение маловероятно.

В Белгородской области политическая жизнь тщательно зарегулирована губернатором-старожилом Евгением Савченко. Он руководит регионом с 1993 года. Официальный срок полномочий Савченко закончился 16 июня, поэтому на выборы политик идет в качестве исполняющего обязанности губернатора. Имитацию конкуренции Савченко областная избирательная комиссия позволила составить кандидатам от ЛДПР, «Патриотов России» и «Правого дела».

Муниципальный фильтр стал препятствием на пути выдвиженцев КПРФ, «Правого дела» и «Справедливой России» в Новгородской области, где облизбирком установил максимально возможный барьер - 10%. Поэтому бороться с Сергеем Митиным, главой региона с августа 2007 года, будут весьма «технические» кандидаты от ЛДПР и «Патриотов России».

Интрига сохраняется лишь в Брянской и Рязанской областях. Местные руководители Николай Денин и Олег Ковалев явно непопулярны, а конкуренты - несколько сильнее, чем в других регионах. Отсюда - скандал, возникший в Брянской области из-за отказа избирательной комиссии зарегистрировать выдвиженца «Справедливой России» предпринимателя Рудникова. 18 из 253 собранных им подписей районных депутатов были признаны недостоверными. Подписанты заявили о якобы оказывавшемся на них «давлении»: мол, они поручились за Рудникова вследствие обмана и подкупа. Рудников, напротив, предполагает, что на депутатов надавили, чтобы они отказались от принятого ранее решения, и будет оспаривать отказ в суде и Центризбиркоме. В то же время брянский облизбирком зарегистрировал представителей КПРФ, ЛДПР и «Яблока».

В Рязанской области кандидатов на пост губернатора помимо Ковалева целых шесть. Своих людей выдвинули КПРФ, ЛДПР, «Новая Россия», Партия пенсионеров, «Патриоты России» и «Правое дело». Самый интересный выдвиженец - кандидат от «Патриотов» Игорь Морозов, бывший депутат Госдумы и экс-заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ. Изначально Морозов считался кандидатом от путинского «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), членом которого является партия «Патриоты России». Однако руководство ОНФ намекнуло, что это собственная инициатива «Патриотов». В пользу Морозова снялся кандидат от «Справедливой России», бывший начальник училища ВДВ Владимир Крымский, тоже неоднозначная фигура - раньше он был депутатом облдумы от ЛДПР. «Патриота» публично поддержал даже замсекретаря регионального отделения «Единой России».

Морозов предложил и другим кандидатам примкнуть к нему. Отсюда подозрения в сговоре между «Патриотами России», поддержавшими Путина на президентских выборах, и временно исполняющим обязанности губернатора Ковалевым.

По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, в Брянской и Рязанской областях возможны сюрпризы, однако для этого мало только наличия кандидатов от оппозиции, «надо, чтобы они еще и кампанию вели». Пока же активной борьбы за голоса избирателей в этих регионах Кынев не видит.

Политолог считает, что предсказуемы и итоги выборов региональных парламентов. Таковые пройдут в Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях.

- Этот перечень субъектов довольно комфортен для партии власти. Пожалуй, только Удмуртия и Сахалинская область - регионы, где сильны протестные настроения. Северная Осетия, Краснодарский край, Саратовская область - это регионы плановой политики и плановых результатов на выборах. Это регионы, где большие проблемы с качеством избирательного процесса, зоны так называемой электоральной аномалии, - говорит Кынев.

Выборы региональных парламентов благодаря новой редакции закона о партиях, конечно, станут более массовыми. Например, в Краснодарском крае, согласно сайту местного избиркома, в выборах примут участие 16 партий. Среди них «Города России», «Партия свободных граждан», «За женщин России», «Зеленые», «Коммунистическая партия социальной справедливости» и прочие. Однако очевидно, что появление трех десятков новых партий, которым к тому же отныне не надо собирать подписи избирателей для участия в выборах представительных органов, вряд ли в первом же выборном цикле привнесет что-то новое в борьбу КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» с единороссами.

А вот выборы депутатов горсоветов (хотя и там маловероятно влияние новых партий на исход голосования), по словам Кынева, - «более интересная штука».

- Тверь, Ярославль, Барнаул, Петропавловск-Камчатский, Курск, Владивосток - это территории с сильным протестным голосованием, с высокой внутренней конкуренцией. Там и с общественным контролем получше, и оппозиция в этих регионах достаточно сильная, поэтому там могут быть интересные результаты, - предполагает политолог.

Учитывая практику «электорального туризма», опробованного на весенних выборах мэра Ярославля, затем в подмосковной Яхроме, а также Суворове и Ефремове (Тульская область), Красноярске, Омске и, наконец, на выборах думы Касимова, можно предположить, что как минимум Курск, Тверь и Ярославль как наиболее близкие к столице города без внимания московских наблюдателей уж точно не останутся. Впрочем, Ярославль наверняка сможет обойтись и без массовой помощи приезжих, ведь одна из задач «электорального туризма» - заразить именно местных жителей желанием соблюсти прозрачность выборов, а Ярославль эту подготовку уже прошел.

Ну и, конечно, огромный интерес представляют малопредсказуемые выборы мэра Химок, где вполне реально острое соперничество между кандидатом от власти (скорее всего, Олегом Шаховым, который, впрочем, собирается идти на выборы как «независимый» кандидат) и уже допущенной к выборам Евгенией Чириковой.

Единственный город, имеющий статус административного центра региона, где также изберут мэра, - это Калининград, в недавнем прошлом слывший ненадежным для партии власти. Однако, по мнению Александра Кынева, на этот раз интриги в Калининграде нет.

- Она могла бы быть, если бы представители власти, которые конкурировали с мэром Александром Ярошуком - это член Совета Федерации Николай Власенко и бывший мэр Юрий Савенко, - выдвинулись на выборы как независимые кандидаты. Этого не случилось, а у местной оппозиции единого и сильного кандидата нет.

Помимо Химок и Калининграда выборы глав муниципальных образований пройдут еще в 17 городах, а выборы представительных органов власти - в 19 городских округах, 97 муниципальных районах и 2013 городских и сельских поселениях. Срок регистрации партий на выборы в городские и сельские советы во всех муниципальных образованиях заканчивается сегодня-завтра.