Почему сборная России должна уехать из Москвы?
На модерации
Отложенный
Сегодня впервые за несколько лет я сходил на российский футбол по билету. Полутора часов было достаточно, чтобы сформулировать: я не хочу, чтобы моя сборная снова играла в моем городе.
Чиновники Российского футбольного союза, как и все мы, часто совершают ошибки. Но иногда они совершают производственные преступления. Одним из самых чудовищных преступлений против здравого смысла в последние годы подвергалась молодежная сборная России. Эту неразумную команду постоянно высаживали на Московской кольцевой автодороге и провожали играть официальные матчи на «Арене Химки». Если кто-то не знаком с магией этого уютного, но не очень доступного стадиона, напомню: за 5 лет его работы он ни разу не собирал аншлагов. Ни «Динамо» и «Селтик», ни «Динамо» и «Спартак», ни даже «Спартак» и ЦСКА не могли сделать так, чтобы это 18-тысячная арена трещала по швам.
Поскольку матчи молодежной сборной часто назначались на дневное время будней, играть ей приходилось в жутковатой атмосфере. Даже победу над Португалией – ту самую, которая уже в этот понедельник может впервые за 15 лет вывести Россию на молодежное Евро – увидело всего 650 человек. В вагоне метро, в котором я ехал сегодня на работу, людей было примерно столько же.
Впрочем, к молодежной сборной в России всегда относились как к чемодану без ручки. Направляя туда, например, удивительные тренерские кадры. Мне до сих пор очень нравится слушать рассказы ее когдатошних футболистов о тренере, который, когда на ворота его команды подавали угловой, зажмуривался. Проявлял моральную устойчивость и передавал уверенность своим игрокам…
В четверг чиновники Российского футбольного союза (очевидно, еще те, которые не имеют отношения к новой власти), наконец, проявили признаки присутствия ума. В четверг молодежная сборная сыграла в Екатеринбурге при 17 тысячах зрителей. Что из этого получилось, можно увидеть в этом ролике. Когда будете смотреть, задайте себе вопрос: удались бы Денису Черышеву его шедевры, если бы их пришлось показывать пустым химкинским креслам?
Трагедия России заключается в том, что и для работы, и для жизни здесь есть только полтора города – Москва и Санкт/Петербург
Впрочем, уже в пятницу репутация чиновников РФС вернулась на место – свой матч проводила главная сборная. Играла она его с Северной Ирландией – командой, которая, как правильно хихикал кто-то в фейсбуке, возможно, обыграет сборную Южного Бутово, но никак не сборную России. Напомню, даже после бронзовой сказки Евро-2008 Россия не смогла собрать «Локомотив» в теплом августовском матче против Голландии. Эхо польского позора, слабый и неинтересный соперник, осень – кто-то серьезно рассчитывал на то, что на эту игру придет много людей?
Фраза о том, что Москва пресыщена зрелищами, доносится до меня ровно с тех пор, как я читаю спортивные газеты и смотрю спортивное ТВ. Это давно не правда. Москва не просто пресыщена, Москва обжирается зрелищами. Развитие пиратства в музыкальной сфере сделал единственным заработком мировых звезд гастроли – артисты, о которых еще пять лет назад можно было не мечтать, теперь сотрясают «Олимпийский», качают «Лужники» и мурлыкают в «Крокусе». Фестивальная, галерейная и парковая движуха достигает такого уровня, что все выходные можно не вылезать из Парка Горького или Коломенского. Спорт тоже стал мощнее и разнообразнее: несколько раз в неделю можно посмотреть на лучших хоккеистов Европы, несколько раз в год – на Федора Емельяненко, Марию Шарапову, кого-то из братьев Кличко.
Да-а-а, Северная Ирландия всему этому, конечно, достойный конкурент.
Великая трагедия сегодняшней России заключается в том, что и для жизни, и для работы здесь есть только полтора города – Москва и Санкт/Петербург. Во всех остальных можно или только отдыхать, или только работать. Поскольку более или менее все деньги страны закачиваются внутрь МКАДа, все способные люди едут сюда. Способных людей в России много, поэтому внутри МКАДа тесно так, что отдавливают башмаки. Наше хилое государство заняться децентрализацией не может. Зато (пусть и частично) может заняться РФС.
Я призываю запретить проводить матчи молодежной сборной России ближе ста километров к Москве. Я призываю оставить Москве только один матч первой сборной России – матч против главного соперника в текущем отборе (сейчас – Португалии, раньше – Ирландии, еще раньше – Германии и Англии). Все остальные игры превращать в гастроли: паковать конфетти и булавы для жонглирования, запирать в клетке медведей на велосипеде, загружаться в самолет и ехать развлекать людей. В Воронеже и Краснодаре, во Владикавказе и Казани, в Ростове и – да-да – Грозном будут очень рады и конфетти, и булавам, и медведям. Да, и на всяйкий случай: в развлечении публики и заключается смысл работы футболистов.
Играть в футбол без зрителей – почти извращение. Как есть борщ без сметаны
В принципе, игроки сборной не против разъездов, но некоторые жалуются: будет лишний перелет, а с ним и лишняя усталость. Их я призываю заглянуть в календарь европейских топ-сборных и посмотреть, где и когда играют они. Впрочем, я помогу. Немцы в этом году четыре раза собирались дома. С Фарерами – в Ганновере, с Аргентиной – во Франкфурте, с Израилем – в Лейпциге, с Францией – в Бремене.
Уже слышу, как кто-то стучит по клавишам: после ЧМ-2006 в Германии такие стадионы, что даже русская сборная догадалась бы по ним колесить. Тогда кликнем на итальянцев – там арены такие же ветхие, как и у нас. Шесть матчей, которые они сгоняли за последние полтора года, проходили в следующих городах: Пескара, Модена, Парма, Генуя, Бари и Флоренция.
Уже слышу: «Еще бы! С их-то расстояниями!» Только без этого. Расстояния почти те же, что и в европейской части России – час-два лета. Во Владивосток сборную пока никто не зовет. Когда сверхзвуковые лайнеры снова выйдут на пассажирский рынок – слетает.
Я был несказанно рад, что пришел на стадион один. Без друзей или близких, которые не любят футбол, но которым я люблю его рекламировать на «Локомотиве», лучшем стадионе России. Пятничное зрелище – замедленная игра, бескрайние просторы пустых трибун и люди, пошедшие к выходу из моего сектора после гола Широкова, – ни разу не реклама футбола для новой и даже для уже сочувствующей аудитории. Это антиреклама, это не может увлечь ни одного нормального человека. Чтобы ситуация изменилась, сборной пора валить.
Ее игроки ведь прекрасно понимают: играть в футбол без зрителей – это неправильно, это почти извращение. Как есть борщ без сметаны. Как ходить по улице без штанов. Как заниматься сексом без женщины.
Если при новой власти в РФС этого не поймут, мы и дальше будем заниматься не футболом, а мастурбацией.
Комментарии