Несветлое будущее: история гордости ленинградской экономики
ОАО "Светлана" ведет свою историю от мастерской по изготовлению папиросных гильз Я.М. Айваза, основанной в 1889 году. Спустя четверть века — в 1914 году — в составе предприятия заработало производство ламп накаливания.
В 1922 году ламповое отделение было выделено в самостоятельный завод, получивший название "Светлана". В 1928 году здесь впервые в СССР был организован серийный выпуск радиоламп. В 1992 году предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа "Светлана", а на основе научно-производственных комплексов созданы дочерние предприятия — ЗАО по основным направлениям деятельности.
По оценке экспертов, в Ленинграде существовало несколько полноценных приборостроительных цепочек, причем конечный продукт в электронике создавался именно на "Светлане". Головные предприятия в эпоху рыночных преобразований удалось сохранить, но вот кадры, оборудование и технологии пережили этот период лишь частично. "Светлана" по сути дела распалась на целый ряд частных предприятий, которые серийно производят всего несколько видов продукции (в числе которых рентгеновские трубки, светодиодные светильники, транзисторы и лампы для винтажной радиотехники).
Что до формальной стороны вопроса, "Светлана" сегодня является головной компанией для 8 дочерних и 4 зависимых компаний. Само ОАО с соисполнителями занимается НИОКР, производственная деятельность осуществляется "дочками". Второе направление деятельности предприятия — аренда коммерческой недвижимости, дающая почти 70% общего объема выручки.
Кажется очевидным, что нынешнюю роль завода в жизни города невозможно сравнить с ленинградским периодом истории. Однако, по мнению директора городского филиала Высшей школы экономики Александра Ходачека, такие параллели не всегда корректны. "Роль подобных "Светлане" промышленных предприятий в экономике Ленинграда — критерий условный, — считает он. — Это предприятие из так называемой "большой девятки" оборонных министерств, на предприятиях которых сосредотачивалась львиная доля гособоронзаказа. Однако горисполком распоряжался небольшой долей налогов, получаемых от таких производств. В основном все шло в союзный и республиканский бюджеты. Другое дело, что "богатые заводы" можно было привлечь к долевому строительству жилья и развитию социальной инфраструктуры. Вот с этой точки зрения их роль в жизни города была значительной".
Без внятных перспектив
Свой взгляд на "рыночные приключения" "Светланы" у старшего научного сотрудника "Леонтьевского центра" Льва Савулькина. "В результате банкротства советского государства денег у бюджета для финансирования гигантов ленинградского ВПК не оказалось. Равно как и у предприятий исчезла возможность выпускать гражданскую продукцию, конкурентоспособную с западной. "Светлана" в таких условиях оказалась менее устойчивой, чем, например, ЛОМО, — считает эксперт. — Это следствие специализации: обслуживание ВПК на более высоком интеллектуальном уровне. При этом ходят легенды, что, мол, там такое разрабатывали, что с ума сойти. Но вот спроси "а что именно могло из этих разработок получиться, причем приемлемое по соотношению "цена-качество", как-то никто ничего определенного ответить не может".
Система ВПК, перекормленная государственными инвестициями, позволяла своим предприятиям не только обеспечивать полную занятость, но и выплачивать более высокие зарплаты по сравнению с "мирными производствами". Но те времена канули в экономическую лету, и "Светлана" сегодня сталкивается с одной из главных угроз своему существованию — кадровым дефицитом. Причин тому две: небольшая средняя зарплата и старение ключевых кадров.
Деньги здесь в самом деле платят меньше среднегородских, причем на 20-30% (21 тыс. рублей против 30 тыс. рублей в 2011 году; 19,7 тыс. рублей против 27,3 тыс. рублей в 2010 году). Но позиция руководства по этому поводу двояка. С одной стороны, признается: "провал" в динамике оплаты труда необходимо ликвидировать". С другой, — констатируется печальный факт: "на сегодня фонд оплаты труда достиг предельно возможной доли в выручке и не может далее повышаться". Выхода из этой вилки не видно, а, значит, очевиден риск усиления оттока с предприятия специалистов.
Снижение лояльности работников, в свою очередь, накладывается на старение ключевых кадров.
Опять-таки официально признается, что это — один из главных рисков для предприятия на ближайшие 10 лет. Но как можно привлекать и удерживать перспективную молодежь в условиях нерастущей зарплаты — не поясняется.
При этом ОАО "Светлана" все-таки выплачивает дивиденды. Правда, их объемы говорят сами за себя. В 2009 и 2010 годах — по одному рублю на акцию, в 2008-м — не выплачивались, в 2006-м и 2007-м составляли 2,65 и 2,95 рубля на акцию соответственно.
Хорошее место?
В советские времена для размещения предприятия была определена обширная территория, ограниченная проспектом Энгельса, Светлановской площадью, Светлановским проспектом, проспектом Тореза и Манчестерской улицей. В новых экономических реалиях использовать ее полностью, конечно, не получается. Напрашивается логичный вывод: почему бы не попробовать ее продать, чтобы и концы с концами сводить было проще, и кадровые неурядицы разрешить.
Тем более, что эксперты рынка недвижимости уверены: "Перспективы застройки "Светланы" выглядели бы весьма привлекательно. Рядом парк "Сосновка", район характеризуется хорошей экологической обстановкой и транспортной доступностью. К тому же, других мест, пригодных под большие объемы застройки, в этом районе не осталось. Даже если жилье будет частично соседствовать с производственными корпусами — характер действующих производств не мешает размещению рядом жилых домов".
"Разговоры о проектах застройки на территории "Светланы" велись в предкризисный год, но начало пришлось бы как раз на кризис. Соответственно, проект не состоялся", — комментирует председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш. А за последние годы изменилось градостроительное законодательство, и процесс переведения земель в категорию, позволяющую строить там жилье, крайне усложнился. "Предприятия оборонной промышленности, наряду с химической, относятся к тем заводским площадкам, редевелопмент которых требует больше как физических, так и денежных затрат. В частности, вывод предприятий с более простым технологическим процессом, снос зданий и рекультивация земли обойдутся в среднем $700-800 за квадратный метр земли, а вот стоимость для оборонных предприятий будет на порядок выше — $1500-2000 за кв. м.", — добавляет эксперт.
Но даже не это главное. Распродаже части территории препятствует "оборонная родословная" предприятия. Ведь согласно российскому законодательству, "производственные мощности, обеспечивавшие выполнение оборонного заказа", нельзя перепрофилировать без согласия федерального правительства. Получается парадоксальная ситуация. Объем прямого гособоронзаказа для "Светланы" все последние годы неуклонно снижался (а в 2011-м вообще отсутствовал), однако это не мешает государству лишать предприятие свободы маневра.
Да будет свет?
Сегодня для покупателей городских магазинов бренд "Светланы" — это, прежде всего, лампочки. Правда, не обычные, а прогрессивные — светодиодные. Их производством занята компания "Светлана-Оптоэлектроника". Ее главное know-how — возможность самостоятельно производить белые светодиоды (компания располагает несколькими ростовыми установками для создания кристаллов). Все остальные конкуренты вынуждены заниматься сборкой на основе импортируемых комплектующих. Конечный продукт — не только лампочки, но и, к примеру, светофоры.
В рекламных проспектах отмечается, что светодиодные лампы имеют энергопотребление в несколько раз ниже традиционных, куда большие КПД и срок жизни (до 50, а то и до 100 тысяч часов). Однако потребитель, тем не менее, до последнего времени рублем голосовал именно за привычные образцы. И ведь такой выбор совершенно объясним: достаточно сравнить ценник (10 рублей — за "лампочку Ильича", 50-300 рублей — за люминесцентную и порядка 1,5-2 тыс. рублей за светодиодную).
Несмотря на то, что светодиоды постепенно добираются до городских квартир (они, наконец, появились в привычных формах и стали дешевле — 600-800 рублей с традиционным цоколем E27 и мощностью 40, 60 Вт), у новшества до сих пор наличествуют радикальные критики, и на специализированных форумах спорить продолжают до хрипоты. А, значит, нельзя быть до конца уверенным в том, что именно ставка на светодиоды поведет "Светлану" в светлое будущее.
Комментарии
Гарсон... Шампанского !!!