Леонид Млечин о Курилах и отношениях с Японией

А.ПЛЮЩЕВ: ... Тут появились какие-то сигналы, слухи ... о том, что...на уровне экспертов ...может быть организована какая-то рабочая группа... историческая по Курильским островам, российско-японская. Я напомню, что Сергей Лавров, министр иностранных дел предлагал создать такую группу в феврале 2011 года.... Но тогда, ... не согласилась японская сторона. Что бы вы сказали? Насколько это возможно? Насколько это было бы хорошо?

Л.МЛЕЧИН: Я как раз на прошедшей неделе беседовал с крупным японским дипломатом и, в частности, эта тема возникла создания комиссии историков двухсторонней. И он выразил сомнение, сказал «А что, собственно, собираются выяснять? Как раз исторический аспект, - сказал японский дипломат, - ведь, совершенно очевиден. Вопрос стоит в политическом решении. Поэтому в этом вопросе выяснять историкам нечего». ...

Я ему сказал, что, на мой взгляд, они не совсем правы, потому что такие комиссии историков у нас существуют с разными странами. Они очень полезны. Как минимум это приводит к публикации документов из архивов, которые очень помогают. И привел ему даже несколько таких примеров. Может быть, он прислушается к этому.

Видите ли, что касается Курильских островов, тут японцы в каком смысле правы? То есть исторический аспект ясен до невозможности. Ясна также и политическая составляющая. Она состоит в том...

А.ПЛЮЩЕВ: ... Исторический аспект ясен в том, что эти острова японские, вы хотите сказать? Я по интонации чувствую.

Л.МЛЕЧИН: Нет-нет-нет, не совсем так. Между нашими странами с послевоенных времен существует только один документ правоустанавливающий, ... между РФ как наследницей Советского Союза, и Японской империей. Это декларация восстановления дипломатических отношений 1956 года. В ней написано, что там прекращается состояние войны, будет подписан мирный договор (у нас мирный договор так и не подписан), и там обозначена судьба двух островов Южно-Курильской гряды. В ней сказано, что после заключения мирного договора эти два острова будут переданы.

... Курильская гряда - она длинная. Она осваивалась с двух сторон - и с российской, и с японской. И переходила из рук в руки - там большое количество всяких договоров было, иногда удачных для нас, а иногда менее удачных. После русско-японской войны 1905-1906 гг. была менее удачна для нас. Курильские острова и Сахалин отошли к Японии. Неудачным был вопрос с гражданской войной, когда Северный Сахалин покусились японцы и так далее.

В 1945 году это все было возвращено. Ни на Сахалин, ни на Курильские острова целиком японское государство не претендует. Речь идет о 4-х островах Южно-Курильской гряды, еще один из них даже не остров, а 3 атолла на самом деле. Почему я сказал «государство»? Потому что там существуют различные политические партии, они по-разному смотрят. Коммунистическая партия Японии требует все Курилы, например, и всегда требовала. Даже в эпоху, когда была братская партия, она все равно требовала все Курилы назад, полностью. И когда, ...сюда приезжали коммунисты - как с ними разговаривать? Им Михаил Андреевич Суслов, секретарь ЦК по международным, идеологическим делам, говорил: «Ну вот когда коммунизм построим во всем мире, все будет общее». Ну, японцы это не слушали, говорили «Нет, острова верните назад». Поэтому японская коммунистическая газета, по-моему, единственная из органов компартии мира была с гайкой, то есть ее не разрешалось продавать, ее можно было только в спецхране читать, потому что там были статьи на эту тему.

Вот эти 2 острова - декларацией, как бы, их передача обещана была Советским Союзом Японии. Потом в 1960 году было заявление министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко, поскольку Япония подписала договор безопасности с США, поэтому мы отказываемся от исполнения этого обязательства. Японцы говорят: «Как? Вы ратифицировали, вы не можете отказаться в таком одностороннем... Вы обещали. Отдайте». «Но 2 острова мало, - дальше там говорят. - Надо отдать 4 острова». И так далее.

Советский Союз мог бы решить эту территориальную проблему тогда, в конце 50-х легко. В 60-е годы никто не заметил, потому что легко отдали Китаю Порт Артур и Далянь, Финляндии отдали военную базу. Никто ничего не заметил. Даже при Леониде Ильиче Брежневе в 70-х годах можно было отдать. Всё. Всё кончилось при Горбачеве. И возвращение теперь, передача островов теперь является совершенно немыслимым. Российское общественное мнение этого не примет стопроцентно. Вот и все.

Ситуация безвыходная, потому что есть обязательство некое государственное и есть политическая воля. Что власть, что народ - не отдавать. Ситуация безвыходная. Просто, вот, есть исторические ошибки, которые исправлять очень трудно. 4 маленьких острова, с моей точки зрения, конечно, того не стоили, что мы с Японией ссоримся столько десятилетий. Если бы тогда был вопрос решен в конце 50-х годов, сейчас бы... Тогда бы решили как договорились, не было бы разговоров.

А.ПЛЮЩЕВ: Но подобные комиссии, вы считаете, могут помочь?

Л.МЛЕЧИН: Нет, в этом она не поможет нисколько. Она просто в принципе, поскольку у нас с Японией есть и другие болевые точки или вообще просто есть общая история, которая плохо освещена - скажем, японская интервенция на Дальнем Востоке после революции в годы гражданской войны, японские войска ушли в октябре 1922 года только... Это все можно было бы освещать. Халкин-Гол, где сражались, как это все происходило, как было взаимодействие между марионеточным государством Маньчжоу-го и Советским Союзом. Масса интересного, что историкам, конечно, позарез интересно, что было бы полезно всем узнать. В этом смысле крайне важно, чтобы комиссия историков работала. А территориальная проблема - безвыходная.

А.ПЛЮЩЕВ: Тут у Ромы отличный вопрос, ну, он шутливый, конечно: «А нельзя отдать острова в обмен на безвизовые поездки с Японией?» Вам, Ром, на билет, я боюсь, не хватит.

Л.МЛЕЧИН: (смеется) Дело в том, что... Японцы бесплатно к себе возят жителей этих островов, обеспечивают их, кстати говоря, медицинским обслуживанием. Это известная история: там плохо с медициной, они там на вертолетах детей привозят к себе, лечат. Ну, то есть делают все, чтобы расположить к себе людей. Но это не изменит ситуацию. Любой опрос общественного мнения для нашего болезненного ощущения после распавшегося Советского Союза... Я не могу себе представить политика, который скажет «Ну, давайте отдадим». Борис Николаевич Ельцин, когда был еще депутатом Верховного совета СССР, ездил в Японию (это были 80-е годы), у него там был многоступенчатый план, в конце концов исполнение которого предусматривало передачу этих островов. Но он сам быстро от этого отказался, увидев, каковы настроения людей.

Особое мнение на Эхе Москвы 13 августа 2012 г.