Ещё раз о феномене Итигэлова
На модерации
Отложенный
А.Н.Белковский
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР И УРОК Пандито Хамбо Ламы XII
I.Опровержение бинарности
Для европейской науки бинарные оппозиции являются привычной методологической конструкцией. Обычно подобную традицию возводят к Аристотелю, к его конструкции простого силлогизма, однако любой антрополог и исследователь палеолитического искусства знает, что корни полярного, противопоставляющего явления и идеи способа мышления куда древнее [1]. А сам способ, следовательно, весьма архаичен. Думается, он связан с дочеловеческими системами идентификации по признаку «свой - чужой» и c более поздней, связанной с присоединением индивидуального мышления к сознанию, оппозицией «Я - другой, не-Я».
Практика каждодневного миропознания демонстрирует: большинству проще и экономнее осмыслять Вселенную в парных противопоставлениях. Бинарные оппозиции прочно перешли из индоевропейских мифов в европейскую культуру [2]. Это одновременно подтверждает архаичность подобной картины мироздания и становится опорой уму, привыкающему рассуждать про верх и низ, материю и сознание, дух и тело, жизнь и смерть как взамоисключающие, не существующие «одновременно в одном», строго противоположные состояния или характеристики бытия. Сложные явления пытаются описывать сочетаниями бинарностей. Так появляются (и быстро превращаются в символы) термины «духовный верх» и «телесный низ», «бессознательное».
Создатель термина «бессознательное» З.Фрейд показал, что Unbewußtes является частью сознания, временно недоступной для индивидуального мышления, и никакой противоположностью сознанию не является [3]. Но европейский ум, стремится из экономии опереться на стереотипы, сделать стереотипы аксиомами. Европеец настойчиво пытается заменить многомерность мира легко понимаемым линейным устройством бытия. Я говорю о европейской системе миропонимания, поскольку лучше с ней знаком. Но ведь по принципу бинарных противопоставлений устроены и оппозиции мировоззрения наших юго-восточных и восточных соседей!
На мой взгляд, деятельность XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в его нынешнем перерождении в значительной мере направлена на преодоление одобряемой социумом убогой картины мироздания и общепринятого скудного представления о человеке. Примечательно, что начал буддийский мыслитель эту просветительскую деятельность на рубеже XIX и ХХ века, а европейская наука и философия спустя «всего» 90 лет, устами В.С. Библера провозвестили эту задачу главной в ХХI веке [4].
Какой же способ ускорить процесс миропонимания, облегчить нам путь познания и поделиться знанием избирает Итигэлов? На мой взгляд, частично ответ дают его известное с недавних времён «Послание» и деяние, совершённое Хамбо Ламой XII с собственным физическим телом. (Он прекрасно понимает, что для позитивиста-скептика нет ничего убедительнее эксперимента с объектом физического мира).
Будучи хорошо знаком с европейской научной традицией (и лично зная учёную элиту Российской империи, бывшую в числе приглашённых на празднование 300-летия правящей династии Романовых, или руководителей Русского географического общества), XII Пандито Хамбо Лама вряд ли просмотрел ключевую бинарную оппозицию европейского миропонимания «тело - душа» и сопутствующие ей противопоставления «низкое - высокое», «грязное - чистое». На мой взгляд, он ответил как педагог-буддист, в соответствии с принципами Чань: объяснил мыслительную трудность выверенным поступком - примером, не ограничиваясь письменным текстом.
В «Послании» [5] Итигэлов твёрдо проводит мысль о ложности оппозиции «тело - дух», выражая идею об их взаимной связи и дополнительности, равно необходимой для совершенствующейся личности. «Совершенствуй свой Ум безопасно и постоянно», напоминает он нам, и тут же с искренней заботой спрашивает: «Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?» Вполне возможно, что снятию противопоставления вещества и идеи помогло философское представление о множественности тел человека.
Наверное, физическое тело включается XII Пандито Хамбо Ламой в понятие «драгоценное тело».
Демонстрация многомерности мира, необъяснимого при помощи бинарных оппозиций человека, необходимость и возможность самосовершенствования далее пределов, самонадеянно указанных двуполярным одномерным знанием, произведена XII Пандито Хамбо Ламой крайне эффектно. Нам показана практическая возможность жизни способом и образом, неизвестным общественной практике, позитивистской науке. Думаю, что внимательное изучение трудов Итигэлова помогут прояснить и соотношение жизни со смертью.
Особое уважение вызывает тот факт, что в качестве примера Итигэлов использовал собственное тело, продлив тем самым для себя нахождение в мире страданий. Это и есть пример истинного со-страдания (страдания совместно с нами) и дружеского отношения., пример бодхисаттвы.
II. Кому адресован урок
Труд Хамбо Ламы XII по научению нас производит новое совместное знание, со-знание.
Применим к высказанной догадке любимый позитивистской наукой метод верификации (по Попперу), вновь опираясь на текст «Послания...»
Согласно общепринятым критериям Р.Аткинсона [6], оптимальная ситуация для обучения должна удовлетворять следующим критериям: 1) иметь набор допустимых действий обучения; 2) набор целей обучения; 3) шкалы измерения, позволяющей определить выигрыш при достижении целей обучения 4) располагать моделью процесса обучения.
В «Послании...» сказано так:
1. Допустимые действия: постоянное совершенствование ума и создание возможности десяти важных встреч.
2. Набор целей обучения: раннее накопление благодеяний.
3. Определение достижения целей: найти драгоценную человеческую свободу; встретить драгоценное учение Будды; попасть к Очирдари Ламе и пообщаться с ним.
4. Модель процесса обучения: бесстрастно изучив земную жизнь, незамедлительно начать практику Десяти благих деяний.
Насколько я могу судить, критерии Аткинсона выполняются полностью, и гипотеза об идентификации общности соединённых планом Итигэлова людей как учеников не отвергается. При этом, на мой взгляд, послание содержит и дополнительный критерий самоповерки ученика - требование истинной решимости в собственном выборе и пути.
III. В стране выученных уроков
Позволю предположить хотя бы одно последствие, которое, надеюсь, ждёт понявших урок эрдэнитэ мунхэ бэе.
Представим себя мыслящими точками, живущими на бесконечной прямой. Подобно рабам, несшим в Древнем Риме плакат со словами «Да здравствует феодализм - светлое будущее человечества», лучшие из нас должны мечтать, настойчиво искать пути выйти из мира прямой в завораживающее пространство плоскости. Собственно, именно этим - попыткой придумать, как сойти с идущего из ниоткуда в никуда поезда «Жёлтая стрела» (пользуясь поэтической метафорой В.О.Пелевина), занята лучшая, (безо всякой иронии говорю это) часть мировой науки и философии. Весьма вероятно, что XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов феноменом эрдэнитэ мунхэ бэе и «Посланием» даёт понять: в момент, когда удастся сойти с поезда на боковую платформу, надо ещё и высоко подпрыгнуть.
Уразумевшему одно дело откроются восемь других.
[1] См. например, Столяр А.Д. Происхождение первобытного искусства. М., «Искусство», 1985 г.
[2] Пропп В.М. Исторические корни волшебной сказки. М., «Лабиринт», 2004 г.
[3] Фрейд З. «Я и Оно». В сб. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1989 г.
[4] Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., ИПЛ, 1991 г.
[5] «Послание Хамбо Багши Итигэлова своему народу», цитирую по переводу на русский язык, выполненному XXIVХамбо Ламой Дамбой Аюшеевым.
[6] Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения». М., «Прогресс», 1980 г.
Комментарии
Тогда и опровергать, м.б., уже нечего?
И двоичность мне видится европейской привычкой - может, удобной, но непродуктивной
Инструмент познания должен изоморфически соответствовать объекту.
Положительные и отрицательные величины на числовых осях и числовые поля в математике.Положительный и отрицательный расклад кинетических сил в механике. Анод и катод в электротехнике. Систола и диастола в физиологии. Но это тема межотраслевая. Тут нам нужен собеседник с приличным естественнонаучным образованием.
Оси не при чём.
Расклад кине-сил от нашей матмодели а она на бинарной парадигме
Полюса в изике - да.
Систола и диастола лишь крайние точки непрерывного процесса сокращения мышц.
Естественное образование-то есть, но оно как раз стороилось в рамках бинарной парадигмы :((
Тут очевидность, эмпирически знакомая каждому.
1. Вход-выдох.
2. Дебит-кредит.
3. Мужское - женское.
Парадигма откуда берется?
А пагадигма говорит - только ХХ и ХУ. И как раз эта её часть активно рушится (голландцы 4 гендера в школе преподают). Хотя возможно мы с вами терминологически спорим как какие-нибудь Щедровицкие ;)))))
Универсальная модель всех динамических процессов - маятник.
И попытка понять и объяснить любое явление сводится к упрощению и универсализации.
Усложнения, используемые и на Востоке, и на Западе, мне кажется, только способ жреческого самоутверждения.
Про маятник - грубая модель автоколебательных процессов (затухающих) - совсем частный случай. Маятник как универсальная метафора динамических процессов - годится, пожалуй.
Усложнение - жречество. Упрощение - к ошибке . :))
Я вынужден переместиться за пределы досягаемости Сети.
В воскресенье буду уже в Питере!
До свидания!