ЕГЭ в России больше, чем ЕГЭ….
На модерации
Отложенный
Перед Новым Годом журналисты сделали мне неожиданный подарок. Слово «объЕГЭривание», которое я придумал несколько лет назад, заняло второе место на конкурсе жаргонизмов года. Это вдохновило меня на сочинение сказочной статьи для будущего словаря русского языка.
ЕГЭ - одно из немногих слов живого великорусского языка, сохранившееся несмотря на происхождение в форме аббревиатуры (другие примеры - шкраб, зэк, сексот). Введен в обиход в 2000-ом году, когда в числе других инноваций печально знаменитой реформы образования возник Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Наряду с Юрьевым днем слово сохранилось в памяти народной как знак большой беды: с ЕГЭ в России начинались и ликвидация грамотности, и ликвидация учительства как класса. Необычайно высокая частотность употребления в начале XXI века слов с корнем «ЕГЭ» объясняется как судьбоносным характером этого экзамена для выпускников школы, так и редкостным изобилием благоглупостей, свершенных при реализации «интересного начинания».
Словарное гнездо ЕГЭ, возникшее как результат народного словотворчества, весьма обширно. Процесс насильственного внедрения ЕГЭ, последующий за т.н. широкомасштабным экспериментом (в фольклоре ласково именуем как «Ширмаш») получил название ОбъЕГЭривание Всея Руси; возникла и глагольная форма объЕГЭрить. Ярые сторонники егэизации (позднее их называли пособниками, подельниками и фигурантами, проходящими по делу о ЕГЭ) фигурировали как егэисты, егэря, егэологи, егэведы, егэнутые, егэфилы; соответственно, их оппоненты - егэфобы. Комиссия, созданная с целью неотвратимого совершенствования ЕГЭ, в фольклоре обрела название ЕГЭистическая комиссия. В психиатрии в связи с массовым зацикливанием на проблемах ЕГЭ многих пациентов (егэманов) зафиксирована новая болезнь - егэмания. Особо опасна егэфилия - болезнь, поразившая ограниченный контингент лиц, принимавших решения о массовой принудительной егэизации населения. Егэфилия - болезненная страсть к «инновациям» с детьми, находящая выражение в особо крупных размерах деяния, в извращенности формы и особом цинизме.
С ЕГЭ связано появление многих крылатых выражений. - «ЕГЭ - это контрольный выстрел в голову российского образования». «ЕГЭ - это чудовищное преступление. Но это больше чем преступление. Это ошибка». «ЕГЭ - это безобразие из трех букв». В ответ на громкие заявления высокопоставленных чиновников, что ЕГЭ это Инструмент № 1 в деле строительства социальных лифтов для молодежи, возник анекдот: «Теперь понятно, почему знаменитый продукт резинотехнической промышленности назывался Изделием № 2: необходимо средство, предохраняющее от Инструмента № 1». В честь министра А.Фурсенко, внесшего решающий вклад в дело объЕГЭривания, наряду с термином «лысенковщина» обрело популярность понятие «фурсенковщина». Пословица «Неудачный выбор аббревиатуры для начинания изначально обрекает начинание» возникла как один из результатов осмысления уроков ЕГЭ.
ЕГЭ, ставшее классическим примером крупномасштабного рукотворного бедствия, породил окололитературные анекдоты. Так, в связи с бравурными отчетами о необычайной полезности и эффективности ЕГЭ новый всплеск популярности обрела фраза Ф.Искандера из «Созвездия козлотура»: «Покрытие продолжается успешно. Покрытые козы чувствуют себя хорошо».
В ходе подготовки к 200-летию Н.В.Гоголя при анализе черновиков выяснилось, что первоначальный вариант знаменитого диалога был таким:
Бобчинский. Как сказал он мне это, а меня так свыше и вразумило: «ЕГЭ»! - говорю я Петру Ивановичу.
Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал «ЕГЭ»!
Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом я сказал. «ЕГЭ»! - сказали мы с Петром Ивановичем....
Так кто же первым сказал «ЕГЭ»? Дайте ответ! - Не дают ответа....
Комментарии