«Аист» с протечкой. Куда летят военные технологии
На модерации
Отложенный
В ярославском Рыбинске состоялись испытания беспилотного летательного аппарата "Аист", закончившиеся провалом. Беспилотник выполнял пробежки по взлетно-посадочной полосе, однако "по непонятным причинам оторвался от земли и в неуправляемом полете свалился на крыло". На основе "Аиста" должен быть создан БПЛА "Юлия-Э", предназначенный для выдачи целеуказания ракетному комплексу "Искандер". Теперь, после провала испытаний, планы по созданию военного варианта этого беспилотника отодвинулись на неопределенное время.
Аналог "Искателя"
Что послужило причиной неадекватного поведения "Аиста", неизвестно. По словам очевидцев, на которых ссылается NEWSru.co.il, в момент, когда беспилотник оторвался от земли, стал заметен шлейф топлива, которое выливалось из консоли крыла. При этом была отмечена и задержка в системе управления "Аистом". В итоге беспилотник сначала свалился на крыло, а потом произошел объемный взрыв, уничтоживший машину.
Разработкой БПЛА "Аист" занимается московский НИИ "Кулон", который на данный момент построил всего три таких аппарата. Стоимость одного беспилотника составляет около трех миллионов долларов. "Аист" - полностью российская разработка и по своим техническим характеристикам является аналогом израильского аппарата Searcher Mk.II. Ранее Россия заказала в Израиле несколько таких беспилотников, открыто заявляя при этом, что намерена попытаться скопировать технологию. Впрочем, на момент испытания "Аиста" Searcher Mk.II не были поставлены в Россию.
Отметим, что испытания проходила гражданская версия российского беспилотника. Двухдвигательный аппарат имеет низкорасположенное крыло малой стреловидности и разваленные от продольной оси кили. Проект "Аиста" для НИИ "Кулон" выполнила компания "Техноавиа". Гражданский вариант беспилотника предназначен для наблюдения за трубопроводами, линиями электропередачи, наземными газопроводами, а также для контроля за состоянием воздуха в местах добычи нефти и газа.
"Аист" должен стать основой для создаваемого военного беспилотника "Юлия-Э". Этот БПЛА будет входить в комплекс "Строй-ПД", предназначенный для наблюдения за полем боя, разведки, целеуказания и постановки помех. Одной из основных функций "Юлии-Э" должна стать выдача информации о целях для ракетных комплексов "Искандер".
Дальность действия беспилотника, предположительно, будет равна или немного превысит дальность действия "Искандера", которая составляет 500 километров. По некоторым данным, аппарат будет оснащаться системой радиосвязи с наземным центром управления и обработки информации в пределах 250 километров. Для увеличения дальности действия "Юлии-Э" разрабатывается другой беспилотный аппарат - ретранслятор сигналов "Юлия-Э-Ретр".
Согласно заявленным характеристикам, и "Аист", и "Юлия-Э" смогут летать на высоте от ста до шести тысяч метров, а скорость их полета составит 130-250 километров в час. Беспилотники смогут принимать на борт полезную нагрузку массой до ста килограммов. БПЛА смогут совершать автономные полеты по заранее внесенной программе или программно-корректируемые полеты. При этом их местоположение будет вычисляться по электронным картам, местности и координатам со спутников.
Из разработок, которые основаны на новых российских технологиях, а не на тех, что достались в наследство от СССР, пожалуй, только "Аист" и другой перспективный беспилотник - "Дозор-600" - наиболее близки к реализации. Другие похожие аппараты, как, например, "Дань-Барук" казанского КБ "Сокол", пока находятся в стадии проектирования. Неудача "Аиста", очевидно, выводит на первое место "Дозор-600", разрабатываемый питерской компанией "Транзас".
"Дозор-600" является своего рода аналогом американского MQ-1 Predator. Беспилотник (в начале разработки "Дозор-3") относится к классу тяжелых средневысотных БПЛА с большой продолжительностью полета. Беспилотник предназначен для обнаружения и идентификации объектов противника в режиме реального времени.
Однодвигательный "Дозор-600" будет нести на борту системы сопровождения и целеуказания, радиолокационные, оптико-телевизионные и фотографические системы общей массой от 120 до 220 килограммов.
Максимальная скорость полета "Дозор-600" составит до 210 километров в час, а дальность действия - 3,7 тысячи километров. Аппарат сможет подниматься на высоту до 7,5 тысячи метров и находиться в воздухе до 30 часов.
В будущем вооруженные силы России могут получить "туполевский" Ту-300 - реактивный разведывательно-ударный комплекс средней дальности. Этот аппарат еще только разрабатывается в "КБ Туполева". По предварительной информации, Ту-300 будет основан на Ту-243 "Рейс-Д" и сможет нести вооружение массой до тонны. Аппарат сможет наносить удары по целям на расстоянии до 300 километров.
Беспилотные трудности
Несмотря на то, что и "Аист", и "Дозор-600", предположительно, смогут конкурировать с похожими зарубежными аппаратами, в ноябре прошлого года главнокомандующий ВВС России Александр Зелин заявил, что в ближайшее время не планируется принимать на вооружение российские БПЛА. По его словам, российские беспилотники не удовлетворяют требованиям ВВС ни по скорости, ни по высотности, ни по продолжительности полета, ни по разрешающей способности аппаратуры, ни по массе полезного груза, который они могут принять на борт. Одним словом, не подходят вообще.
Любопытно, что почти 30 лет назад СССР был практически мировым лидером по созданию, экспорту и применению беспилотных систем военного назначения. Только с 1972-го по 1989 год было произведено более тысячи единиц реактивных беспилотников Ту-143 "Рейс". Это при том, что в других странах такая техника только начинала развиваться. Беспилотный комплекс "Рейс" широко применялся в России - им были вооружены 25 эскадрилий, каждая из которых имела до 12 таких БПЛА.
Однако с течением времени ситуация резко поменялась. Сегодня российские военные мало используют беспилотники, а те, что все же стоят на вооружении - "Рейс", "Стриж", "Рейс-Д", "Строй" и "Строй-П" - уже значительно устарели. Единственным БПЛА, соответствующим современным стандартам, является комплекс "Типчак". Финансирование разработки новых беспилотников Министерством обороны России практически не ведется, а необходимые средства компании-разработчики либо выделяют сами, либо получают из частного сектора. Сегодня российские разработчики могут предложить военным только разведывательные беспилотники малой размерности и БПЛА вертолетного типа. Эти аппараты еще могут конкурировать с зарубежными образцами. Следует отметить, что к вертолетным беспилотникам сейчас приглядывается Военно-морской флот, который рассчитывает за счет новых аппаратов повысить эффективность применения ракетного и торпедного оружия.
Среди подобных беспилотников можно отметить ДПВ-450-Б компании "Радар ММС", Ми-34БП КБ "Миля" и "камовский" Ка-226. Эти аппараты могут принять на борт полезную нагрузку массой от 300 до 400 килограммов, а дальность их действия достигает 520 километров. Впрочем, из всех этих беспилотников реально создан только ДПВ-450-Б, а остальные находятся в стадии разработки.
Любопытно, что российская армия в новых условиях начала испытывать потребность в беспилотных аппаратах, однако разработчики фактически оказались неспособны предложить сколько-нибудь серьезные и эффективные проекты. В результате в июне 2009 года Россия закупила у Израиля 12 беспилотников на 53 миллиона долларов, а позже начала переговоры о покупке еще одной партии аппаратов на сто миллионов долларов.
Получается, что, когда доля беспилотников иностранного производства на вооружении России будет достаточно высока, все эти "Аисты", "Дозоры", "Скаты" и иже с ними просто канут в Лету - коней, как водится, на переправе не меняют.
Комментарии