Колесо абсурда российской оппозиции

Германскому канцлеру Бисмарку приписывают фразу: "На каждую хитрость русские ответят своей непредсказуемой глупостью". Бисмарк говорил о вероятном конфликте западноевропейцев и русских, но что происходит, если русские начинают воевать с русскими?

С декабря в 2011 года в России идет своеобразная "война" власти и оппозиции. Стороны с нарастающим неистовством соревнуются в хитростях, начинающих отдавать безумием.

В ответ на разгон "Марша миллионов" 6 мая оппозиция начала "народные гулянья". Тогда власть приняла закон о митингах. Оппозиция парировала организацией "шествий за батонами"... И так далее и тому подобное. Действия и чиновников, и противостоящих им гражданских активистов иногда напоминают состязание в искусстве абсурда. Но поскольку в чиновничьих головах глупости побольше, чем у "креативного класса", маразмы власти оказываются более очевидны.

Например, в нескольких городах было запрещено проведение "зомби-парадов". Блогер Роман Михайлов сообщил, что чиновники в Ростове-на-Дону так сформулировали отказ: "Это будет выглядеть, как будто Путин сделал из народа зомби".

В Омске инициаторов аналогичного "парада" задержала полиция. Первоначально организаторы хотели провести свой флешмоб чинно-благородно, подав заявку в мэрию. Но, вероятно, вычитав в блоге предполагаемого организатора Михаила Яковлева посты, критикующие власть, чиновники ответили отказом. Тогда инициаторы вместо масштабного праздника попытались устроить прогулку по набережной Иртыша. Однако попытка 19 августа пройтись по берегу великой сибирской реки закончилась для многих молодых людей путешествием в полицейских машинах до ближайшего участка.

Идею "запрещать и не пущать" поддержали церковные иерархи: в местной епархии РПЦ на запрос радиостанции "Эхо Москвы" подтвердили, что направляли властям Омска письма протеста против проведения "парада зомби".

Наиболее карикатурным поступком (и в то же время - наиболее омерзительным) стала выходка одного из омских полицейских, который 19 августа пришел на набережную Иртыша с маленькой девочкой. Поначалу он изображал из себя "случайного прохожего", который якобы был возмущен "страшным" форматом мероприятия. На вопрос, пугает ли ребенка "парад зомби", девочка, улыбаясь, заученно кивала головой. Но стоило только юным "зомби" пойти по набережной, как "заботливый отец" принялся вместе с полицейскими хватать сограждан и угрожать им расправой. В "случайном прохожем" омичи затем опознали одного из заместителей начальника городского управления МВД.

Использование провокаций вообще стало весьма распространенной практикой во многих регионах. В Саратове 15 августа провокатор раскидал на пикете муляжи денег с изображениями оппозиционных лидеров и беспрепятственно убежал через толпу полицейских, несмотря на требования пикетчиков его задержать.

Через несколько дней заявители пикета узнали, что в отношении них возбуждено дело об административном правонарушении. Организаторов акции обвинили в том, что это они "незаконно передвигались по пикету и разбрасывали там какие-то бумажки". Зачем саратовским "охранителям" понадобилось устраивать скандал вокруг согласованного пикета, уже прошедшего в рамках закона, - можно спросить только тех, кто придумал всю эту затею. Но не факт, что они сами знают ответ на этот вопрос.

17 августа в Нижнем Новгороде сторонники "Другой России" проводили серию одиночных пикетов в поддержку своей смоленской единомышленницы Таисии Осиповой. За время акции к пикетчикам подходило не менее трех групп провокаторов, изображавших пьяниц, "блатных" и националистов. Нелепость заключалась в том, что провокаторы полагали, что пикет проводится под лозунгами защиты панк-группы Pussy Riot. Незадолго до начала акции на дороге одному из участников Александру Зайцеву встретился подполковник полиции Трифонов, который интересовался - не идет ли Зайцев на акцию в поддержку феминисток. "Это аналитический отдел центра по противодействию экстремизму УВД перепутал, приняв наш пикет за акцию в поддержку Pussy Riot", - разъяснил корреспонденту "Росбалта" нижегородский другоросс Юрий Староверов.

А вот настоящим защитникам Pussy Riot в Ростове-на-Дону от действий провокаторов пришлось совсем несладко. 17 августа пикетчиков, кроме полицейских, встретили еще и три вида "казаков": представители муниципальной дружины в камуфляже, члены "казачьего отряда быстрого реагирования" (КОБР) в черной униформе и некие "казаки-спортсмены" в гражданской одежде. Последние просто избили нескольких пикетчиков. Хулиганы изображали "возмущенную православную общественность", однако майки с надписью - названием одного из спортклубов - позволили предположить, что "религиозные фанатики" на самом деле - обычные наемники. "Мы вот кайфуем вместе", - объяснил полицейскому один "казак" причину своего появления на месте пикета.

Нападения хулиганов, провокации властей и полиции вынуждают защитников участниц панк-группы искать новые способы проявления своей гражданской позиции. Одни планируют ходить по улице с заклеенным ртом или в майке с надписью "Free Pussy Riot", другие пишут графити на стенах храмов, как это произошло в Пскове, третьи грозят спиливанием крестов, установленных в городах и сельской местности.

Сам панк-молебен Pussy Riot тоже был из разряда "новаторских" ходов. Но преследования за поддержку Екатерины Самуцевич, Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной рождают все новые креативные идеи. Обороты нарастают.