Новый класс-гегемон: креативный или творческий?
Они стильно одеваются в брендовых магазинах, услаждают свой слух классикой и модным лаунжем и читают в оригинале Борхеса, Камю и Миллера. Каждый день они героически сражаются с зевотой перед экранами офисных компьютеров, а вечерами блещут интеллектом в блогах.
Разумеется, они исповедуют прогрессивные взгляды – хотят свергнуть «кровавый режим», пересажать всех «жуликов и воров» и освободить панк-феминисток из Pussy Riot. С недавних пор у них появилось новое увлечение – по первому зову в социальных сетях выходить на улицы с самодельными плакатами и повязывать на рукав белые ленточки.
Надеюсь, вы поняли, о ком идет речь? Знакомьтесь: «креативный класс» – надежда и опора всей «рукопожатной» общественности и гроза государственников-патриотов. Первые видят в нем первый признак пробуждения гражданского общества, которое должно озарить страну лучами демократии и прогресса. Вторые же плюются и крестятся при упоминании «белоленточников», видя в их карнавальной «движухе» происки американского госдепа и стремление «раскачать лодку». Но истина, скорее всего, лежит где-то посередине, не укладываясь в стандартные модели. И дело тут не только в обостряющейся на фоне кризиса политической борьбе, которая неизбежно выливается в войну трактовок. Просто новый «класс-гегемон» пока не определился со своей дальнейшей исторической судьбой – ему еще только предстоит сделать выбор между творчеством и креативом.
Взыскательный читатель может спросить: разве «творчество» и «креатив» не являются синонимами? В самом деле, английское прилагательное «creative» переводится на русский как «творческий», однако на глубинном уровне между этими словами есть принципиальная разница. Творец развивает, преображает и изменяет реальный мир – как в духовном, так и в материальном смысле. Криэйтор же создает красочные иллюзии и перераспределяет имеющиеся ценности, уводя людей в сторону от реальности, принося материальную выгоду себе и своим работодателям. Как говорят в Одессе, это две большие разницы!
Так каким же путем движется сегодня наш «класс-гегемон» – творческим или креативным? На первый взгляд российское «благородное сословие» прочно завязло в сетях постмодернистского креатива, что вполне естественно, учитывая его социально-психологический генезис. Ведь что бы ни мнили о себе «белоленточники», в действительности все они – дети той системы, против которой с азартом ведут борьбу. «Золотой дождь» нефтедолларов, пролившийся в 2000-е годы над российскими мегаполисами, привел к появлению весьма состоятельной прослойки, обслуживающей российскую деловую и бюрократическую элиту. Правда, еще лет пять назад никто не мог предположить, что из конформистов-потребителей они вскоре превратятся в «бунтовщиков хуже Емельки Пугачева».
Впрочем, стоило предвидеть эту мировоззренческую эволюцию среднего класса – рано или поздно из «потребительского рая» хочется сбежать любым уважающим себя Адамам и Евам. Да, эпоха нефтяного благополучия дала некоторым россиянам новенькие иномарки в кредит, дизайнерскую одежду, суши-бары с итальянскими ресторанами и отдых на Бали. Но когда-нибудь от этих изысканных развлечений наступает пресыщение – не все же ходить на рэйвы, покупать новенькие айфоны и зависать на хипстерских тусовках.
В сердцах людей рано или поздно разливается пустота, заполнить которую в состоянии только Большое Дело и служение Большой Идее. Но – вот беда! – никаких духовных горизонтов российская реальность не предложила, чем обрекла представителей среднего класса на роль скучающих Онегиных и Печориных, задыхающихся в атмосфере бездуховности и не видящих выхода из этого тупика.
К сожалению, духовный кризис молодого «среднего класса» совпал в России с обострением борьбы в истеблишменте, и одна из борющихся группировок постаралась воспользоваться его душевным смятением в собственных политических интересах. Ловко сыграв на нарциссизме и завышенной самооценке столичных «креативщиков», она подсунула ему заманчивую идею уличной борьбы под абстрактным лозунгом «За все хорошее против всего плохого!». Раскрутка «белоленточного» движения до боли напоминала привычные маркетинговые стратегии, призванные убедить потребителя, что он, как представитель «избранной касты», «достоин большего». Ты неравнодушен к судьбам страны? Ты хочешь перемен? Ты – прогрессивный и продвинутый гражданин? Тогда нарисуй на транспаранте «Хомяк расправил плечи!», потребуй суда над всеми «ПЖиВчиками» и выйди на митинг с белой лентой на рукаве. Ведь ты этого достоин! И наш скучающий «креативный класс» с удовольствием клюнул на эту ловко подобранную наживку, ведь участие в «политической движухе» позволило упиваться собственной прогрессивностью, не утруждая себя каждодневной работой на благо страны. Да и зачем закатывать рукава, когда достаточно тусоваться на манифестациях, скандировать: «Мы требуем честные амфоры!» – гулять с писателями по паркам, ставить лайки на страничке Навального и сидеть по 15 суток в отделении!
Впрочем, отрезвление пришло быстро – за исключением отдельных клинических случаев, представители «креативной» молодежи быстро смекнули, что в этом спектакле им отведена роль массовки, тогда как реальные сливки будут снимать анонимные режиссеры и сценаристы. Большинству из них все-таки хочется настоящего исторического творчества, а не поверхностного креатива, способного принести России лишь косметические перемены. Поэтому неудивительно, что уже на площади Сахарова тысячи манифестантов освистывали ораторов, а «секта свидетелей Навального» не так уж быстро пополняется новыми адептами.
Все это вселяет надежду на то, что наш «креативный класс» станет не объектом, а субъектом истории, способным к самостоятельному историческому творчеству. Но теперь необходимо сделать следующий шаг – выйти из режима онлайн, создать собственные партии и общественные организации, пойти в чиновники ради возрождения первоначального значения слова «государственная служба» и начать с помощью малых дел добиваться осязаемых перемен хотя бы на местном уровне. Конечно, это не так весело и модно, как раскрученная демонстрация, но именно в такой среде появляется атмосфера творческого дерзания, способная рождать новых лидеров и менять реальность. Так какое будущее желает себе наш «класс-гегемон» – творческое или креативное?
Комментарии
Ты обожаешь сталина, путина, лукашенко, каддафи, диктатуру и принуждение, а мы это всё ненавидим и ведем борьбу с этим, за свободу и демократию.
И тем более, мы ведь требуем совсем немногого, всего лишь, чтобы Путин ушел восвояси, так как находится у власти уже намного больше времени, отведенного демократическими рамками.
А ведь Путин и пропутинские политологи утверждают, что мы построили сильное демократическое государство. Если это так, то необходим последний аккорд - это уход Путина с президентской должности.