О разгроме Театра имени Гоголя
Немного о разгроме Театра имени Гоголя
То, что происходит с Театром имени Гоголя, - ненормально для обществ сколько-нибудь цивилизованных.
Есть театр, которому не повезло с дислокацией: где-то за платформами Курского вокзала, невидимый для всех, кто не интересуется им специально.
Но там играют превосходные актеры уровня Светланы Брагарник или Ольги Науменко. И там есть многолетний художественный руководитель - Сергей Яшин. Продолжатель традиций русского национального театра: не просто главный режиссер - создатель театрального дома, явления в нашей театральной практике все более редкого.
Любой дом переживает времена счастливые и времена трудные. В каждом случаются взлеты и спады. Но я представляю себе состояние людей, которые после отпуска возвращаются в дом, с которым сроднились, полные планов и предвкушая новую интересную работу - и обнаруживают вдруг, что дома больше нет, что создателю дома и его многолетнему вдохновителю просто-напросто показали на дверь. Хотя за свою большую творческую жизнь он принес стране значительно больше радости, чем все новые потенциальные хозяева вместе взятые.
"И входят оккупанты в мой зоомагазин", - писал Окуджава о новом Арбате, с легкостью отринувшем свое прошлое и отодвинувшем его хозяев, словно их тут и не было. Вот приблизительно это происходит с Домом Сергея Яшина - Театром имени Гоголя.
Это - прецедент. Нам еще раз напоминают, что в стране больше нет авторитетов - ни научных, ни художественных. Никаких, кроме криминальных. Обслуживающие "новый театр" критики давно сбились в клаку, в свору, облаивающую самую идею русского репертуарного театра. Хотя именно репертуарный театр дарит и актерам и публике ни с чем не сравнимое счастье родниться душой. Зрителям он дарит самый увлекательный из театральных сюжетов: следить за тем, как развивается любимый театр, как мужает и обновляется его труппа. Это зрительское счастье - вместе с театром переживать его победы и его поражения, его приобретения и его потери. Каждый хороший театр России давно оброс такими преданными зрителями и составляет для них важный элемент их жизни.
Попытки убить репертуарный театр - это агрессия против миллионов его поклонников в стране и в мире, где ценят отнюдь не раскрученные в узких кругах эксперименты для десятков гурманов.
Никто не посягает на священное право гурманов слушать со сцены мат и лицезреть актеров, густо обмазанных под дерьмо.
Пусть себе экспериментируют. Но объявлять это убожество будущим российского театрального искусства - да, это агрессия, это попытка навязать свои специфические вкусы и представления всему культурному пространству страны.
Пусть экспериментируют. Но не вторгаясь в чужие, не ими построенные дома и не выкидывая из окон новый "рояль Рахманинова". Пусть строят свои. Но они строить не умеют. Они "попрыгуньи-стрекозлы" и умеют только плясать на ими же устроенном пепелище.
Я с интересом и уважением отношусь к тому, что делает в кино и театре Кирилл Серебренников - безусловно талантливый, чуткий и умный режиссер. Но именно как чуткий и умный режиссер, он не имеет права пятнать свою репутацию тем, что так напоминает вторжения питерской революционной матросни в чужие обжитые дома. Ну, устроит он во дворце коммунальную квартиру - но что из этого произойдет, мы уже слишком хорошо знаем из новейшей истории нашей страны.
В прошлом году в Питере с большой помпой создавался так называемый Кинофорум - были потрачены колоссальные деньги, задавались баснословные приемы, показывались какие-то фильмы - никто уже не помнит, какие именно, но все помнят икру на халявный завтрак. Этот форум пытался вытеснить из культурного пространства уже давно имеющийся в Питере Фестиваль фестивалей, и никто не мог понять - чтобы строить свое, зачем ломать чужое. Прошел год - где этот форум? И чем занята его команда, какие новые бюджеты тратит?
Теперь под угрозой "Ленфильм" - и все понимают: коготок увяз - всей птичке пропасть. Даром что эта "птичка" стояла у истоков всего российского кино, что под ее крылом создавались лучшие фильмы нашей киноистории. Но кто-то положил глаз - и независимо от протестов крупнейших питерских мастеров исход, по нынешним временам, предопределен.
Похоже, культуре спешат нанести последние решительные удары. Культуре и в узком и в широком смысле - как культуре человеческих отношений. Прецеденты пекутся на наших глазах, и все наши мастера, создатели театральных домов Москвы и России, теперь под угрозой. Критики, как первые ученики, уже намечают новые цели. Снова активизировались крики о кризисе русского репертуарного театра и его непоправимой архаичности. Подводят под разбой, так сказать, теоретическую базу.
Приношу самые искренние соболезнования труппе Театра имени Гоголя, попавшей под новый виток раздела. Приношу соболезнования всем, кому дорого искусство русского репертуарного театра.
Комментарии
Общая картина в культуре выглядит так: откуда-то из андеграунда полезла не столько контр-культура, сколько CONTRA culture. Как будто где-то прорвало канализацию, и всё содержимое начало затапливать нашу жизнь - при этом даже только от вони деваться некуда.
И нет у нас ни "ассенизаторов", ни "канализационщиков". Зато есть любители "запаха нечистот" - это показало обсуждение поведения известных панкушек. Наверное, надо учиться жить как в средневековой Европе, когда нечистоты текли вдоль тогдашних "тротуаров".