Олимпийские герои должны иметь отношение к деньгам

Ошибка 404 Олимпийские герои должны иметь отношение к деньгам, чтобы остаться значимыми для страны величинами

Какая-то грустная получается Олимпиада. И бог с ней, с этой таблицей медалей – чем ниже мы там будем, тем ощутимей пинок получат спортивные власти или от кого там зависит строительство новых бассейнов и открытие детских секций. Грустно от того, что уходят легенды, неловко от того, как они прощаются с большим спортом. Еще тоскливей от того, как с ними прощаемся мы.

Елена Исинбаева, Екатерина Гамова, Любовь Соколова, Любовь Галкина, Хасан Бароев, Юрий Борзаковский… Все они — национальные легенды. Но это была их последняя Олимпиада. Олимпиада, которую они проиграли. Пока они в спорте, страна знает их лица хотя бы из рекламных роликов, и с радостью потом опознает в спортивных трансляциях. Но через четыре года в Рио мы будем вспоминать о них только вскользь. Еще через одну Олимпиаду забудем совсем, и ничего не останется, кроме нескольких строчек в Википедии. Все их величие, вся их легендарность уместится в десятке ссылок синего цвета, большая часть которых вскоре будет выдавать ошибку 404.

И ничего более существенного. Такого, что можно было бы подержать в руках, к чему можно было бы прикоснуться, что могло бы стать общим достоянием. Речь не о бюстах на родине героев. Хотя если заменить в областных центрах лысоватые статуи, которые до сих пор стоят на главных площадях абсолютно всех российских городков и вытянутой рукой указывают на магазины «Хозтовары», уже было бы здорово. Но хотя бы такие простые вещи, которые всегда сопровождают нас в жизни.

В Великобритании, например, каждого своего олимпийского чемпиона традиционно увековечивают на почтовых марках, а возле его дома Королевская почта Ее Величества устанавливает золотой почтовый ящик. В этом все: и уважение, и признание, и дух старой Англии. Такая же традиция давно заведена в Австралии. У других стран множество вариантов от самых простых, таких как восковые фигуры, до амбициозных — улиц и стадионов, названные в честь чемпионов. Но и они не для нас – нам слишком нужны «Проектируемые проезды» и «Улицы строителей», чтобы среди них нашлось место названиям с именами олимпийских чемпионов, и почему-то желательно, чтобы такое признание они получали только после смерти, к тому времени, когда их достижения уже надежно стерты из памяти.

И есть, наконец, такая обычная вещь, как книга. Вы когда в последний раз держали в руках хорошую биографическую книгу российского спортсмена? Не халтуру в стиле «555 вопросов и ответов от Андрея Аршавина». Он там на эти вопросы отвечают точно так же, как и играет – с большим к нам одолжением. Не унылые справочники с перечислением медалей, завоеванных на разных чемпионатах, не жидкие прилизанные проходные интервью из вороха старых подшивок. Настоящую книгу, от которой не оторваться. Такую, как «Лэнс Армстронг. Возвращение к жизни», например. Такую, которая заставляла бы восхищаться, переживать и перечитывать.

Такие автобиографические книги и такое признание позволяет героям Олимпиад навсегда оставаться легендами, даже независимо от их достатка. У нас же есть два пути, по которым суждено пойти олимпийским чемпионам после завершения спортивной карьеры. Первый — политика, и он губителен для спортивных легенд. Ни один из них еще не смог окунуться в политическую жизнь и вынырнуть оттуда без репутационных потерь. Из спорта они уходят в статусе национальных героев, признанные всеми. Через год-два, проведенных в политике, от народного признания остаются только сухие строчки спортивных титулов на официальных бланках.

Второй путь был придуман совсем недавно. Имена российских победителей и призеров Олимпиады-2012 решено разместить на монетах номиналом в 1 рубль. Дизайн монет еще не разработан, и обсуждается вариант при котором на них будут изображены и сами олимпийские медалисты, а каждый такой именной рубль будет либо золотым, либо серебряным, либо бронзовым в зависимости от олимпийских заслуг. Но точно известно, что тираж их будет очень ограничен и тут же разойдется по частным коллекциям.

Но какой все-таки изящный намек: чтобы оставаться в России если не легендарной, но хотя бы значимой величиной, нужно обязательно иметь отношение к деньгам.