Романо Проди: Италия нужна Германии

Г-н Проди, сейчас все почти уверены, в том, что Греция вот-вот покинет зону евро. Различные эксперты даже подсчитывают стоимость выхода Греции из зоны евро. По вашему мнению, покинет ли страна зону единой валюты в этом году?

Ситуация очень сложная, и все это знают. Сейчас все страны мира делятся на быстроразвивающиеся, страны со средним темпом развития, и в самом низу находится Европейский союз. Совершенно очевидно, что Европа дошла до критической точки. И, мне кажется, нам нужна новая политика, та, которая лучше будет учитывать наши новые реалии. Я также убежден, что сейчас у нас появились новые политические перспективы, которые могут помочь нам в борьбе с кризисом. Ведь греческие проблемы были бы далеко не такими большими по своим масштабам, если бы было меньше разногласий между странами Евросоюза, было меньше общего нежелания предпринимать важные, пусть и непопулярные меры. Теперь Франция, Италия, Испания и многие другие страны должны осознавать необходимость срочных действий, для того чтобы в Европе возобновился рост, и предпринять совместные усилия для помощи Греции. Зачем сейчас помогать Афинам? Потому что выход Греции из еврозоны приведет к более тяжелым последствиям: это обойдется нам очень дорого и возникнет хаос. Немецкое деловое сообщество не хочет выхода из еврозоны, потому что обменный курс в Германии поднимется до невероятно высокой отметки, что приведет к замешательству. Немецкая экономика никогда не чувствовала себя так уверенно с момента введения в обращение евро. Сейчас в ФРГ просто фантастическая экономика. Частично из-за проведенных реформ, но все же больше из-за введения евро. И они это знают. Тем не менее, совершенно очевидно, вариант выхода ряда членов из нашего монетарного альянса все же неизбежен. И если мы не будем сейчас действовать быстро и решительно, произойдет банкротство. В частности, из-за ставок на долговых рынках, и не только в Греции, которая берет в долг уже почти под 30%, но и в Испании, Италии и частично во Франции, уже наступил кризис. Нам необходимо немедленно действовать.

Но что можно сделать? И почему так важно оставить Грецию внутри альянса? Ведь в масштабах ЕС это относительно маленькая экономика?

Рецепт старый, и нам не нужно вновь изобретать колесо или придумывать горячую воду, как мы говорим в Италии. Все это уже было изобретено. Нам нужно проявить немного солидарности в урегулировании проблемы долга. Необходимо выпустить евробонды, или их можно назвать как-то иначе. Но мы должны объединить усилия для решения проблемы долга. Во-вторых, мы должны дать больше полномочий Европейскому центробанку. Это можно сделать поэтапно. Сначала можно дать полномочия ЕЦБ для интервенции, чтобы экономика могла развиваться. Но, вы сами понимаете, невозможно придумывать что-то новое и оригинальное каждый день.

Как вы оцениваете текущую макроэкономическую ситуацию в Италии? Насколько хорошо, с вашей точки зрения, текущее правительство справляется с кризисом?

Уровень дефицита в Италии лучше, чем где-либо еще в Европе, за исключением Германии. Мы близки к черте бедности. Мы могли предпринять нечто большее, чем делаем сейчас. У нас очень большой непогашенный долг, и мы должны выплачивать проценты. Несмотря на это, у нас сбалансированный бюджет. Понятно, что сейчас рост негативный. Нам необходима перезагрузка немецкой экономики, интервенция европейских инвесторов и Центрального банка, чтобы увеличить темпы роста и сбалансировать экономику. Но, вообще, итальянская ситуация очень необычная, так как у нас огромный долг - 120% от ВВП, но ведь такой же долг был у нас, когда у власти в стране было мое правительство и мы ввели в обращение евро.

Мы всегда платили проценты, и никто не жаловался. Сейчас мы находимся в таких же условиях, просто потому, что Европа находится в аналогичных условиях. Но Италия в состоянии заплатить все.

То есть вы все еще верите в итальянскую экономику? И у Италии есть шанс показать хотя бы символический рост в этом году?

Итальянскую экономику нельзя назвать слабой. Объем экспорта неплохой, особенно за пределы еврозоны. То есть нам необходимо оживить спрос внутри еврозоны, скажем в Германии, а также, наверное, увеличить государственные инвестиции. Все эти шаги можно сделать, но все зависит от политиков. Нам необходимо соглашение, единое решение проблемы, под руководством Германии. Но почему я говорю о том, что испытываю оптимизм? Потому что мир меняется. В Азии есть свой большой промышленный кластер, есть определенные попытки инвесторов в США, и нам необходим крупный промышленный кластер в Европе. Организацией такого процесса может заняться только Германия, но в одиночку Германия не сможет этого сделать, потому что она слишком мала для мира сегодня. Если Германия хочет иметь будущее, ей необходима поддержка в виде цепочки поставщиков, таких как Польша, Италия, Словакия, Австрия, Франция. Иначе даже Германия будет выглядеть слишком слабой и маленькой в сегодняшнем мире. Россия тоже должна наращивать свои связи с Европой. Это еще одно важное решение и выбор. Даже Россия как отдельное государство не может быть лидирующим кластером в новой экономике, мы должны объединить наши экономики.

То есть опять вся надежда на БРИКС, а точнее, на самые сильные экономики этого "клуба" - Китай и Индию?

Без Китая и Индии мировая экономика уже давно бы погрузилась в пучину кризиса. Они сыграли свою большую роль. Но сейчас у них начинаются трудности: темпы роста падают, не так сильно, но падают. Есть проблемы в строительной промышленности. То есть они уже вышли из периода бума. Посмотрим на китайский экспорт: каковы основные направления китайского экспорта? Это Европа и США. Но если в Европе такой глубокий кризис, то о каком продолжении бума в Китае может идти речь? Сейчас они прилагают большие усилия, чтобы переориентировать спрос на внутренний рынок. Но делать это трудно, и изменения происходят медленно. Необходимо уменьшить соотношение между расходами и сбережениями: люди должны больше тратить и меньше откладывать в качестве сбережений. Но вы можете так поступать, только если вы защищены, если вы уверены, что у вас нет необходимости копить. Этот процесс уже начался в Китае, но потребуется много лет, для того чтобы внутренний спрос вышел на требуемый уровень. А пока Китай испытывает трудности из-за того, что произошло сокращение объемов экспорта, которое пока еще не удается компенсировать полностью за счет увеличения внутреннего спроса. Таким образом, сейчас они переживают трудный период.

В целом, вы думаете, этот год будет сложнее, чем 2011-й?

Я думаю, что касается этого года, серьезных улучшений еще не стоит ожидать. Я не предвижу никакой катастрофы, соизмеримой по масштабам с кризисом 1929 года. Но, с другой стороны, восстановление будет медленным, а социальная напряженность будет расти. Ситуация внутри Греции, Испании, Южной Италии недалека от, я бы не сказал, недалека от коллапса, но, при уровне безработицы среди молодежи 50%, можно ожидать всякого. Социальное напряжение может достичь критической точки в любой день, и каждый день может произойти "взрыв". Вот чего я опасаюсь. Но, чтобы как-то активизировать восстановление, нужен как минимум один год