Женщина с фотоаппаратом, оскорбившая целый народ

На модерации Отложенный

111 кадров, сделанных там, где «щелкать не надо», превратились в уголовное дело

В Ташкентском Доме фотографии Академии художеств Узбекистана несколько дней назад открылась выставка работ выпускников школы-студии фотоискусства страны - всего около трехсот фотографий. Казалось бы - ничего особенного, тем более, в экспозиции преобладает гламур - красивые девушки, пейзажи...

Особенность состоит в том, что работы этнографического характера, которых представлено было немало, категорически не допустили на выставку из... идеологических соображений. А главной причиной цензуры, как считают узбекские фотохудожники, стало недавнее возбуждение уголовного дела в отношении известного ташкентского фотографа-документалиста и кинооператора Умиды Ахмедовой, которую в конце прошлого года обвинили в «оскорблении и клевете на узбекский народ». Поводом для обвинения послужил фотоальбом «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», изданный в 2007 году при поддержке посольства Швейцарии.

После возбуждения дела, группа фотографов, художников, искусствоведов, критиков и журналистов из разных стран распространила в интернет-сети открытое письмо в адрес МИДа и МВД Узбекистана, в котором выразила поддержку опальной фотохудожнице.

В нем, в частности, говорится и вполне справедливо:

«...Право и возможность судить о произведении искусства, оценивать его или критиковать принадлежит экспертам и зрителям, а не карательной системе. С юридической точки зрения, искусство не может быть расценено как «документ» и потому не может являться агентом «клеветы»... Умида Ахмедова не фотографировала секретные объекты, не порочила государственные символы и, конечно, не «клеветала» на узбекский народ... Узбекская Фемида совершает опасный крен, последствия которого могут стать непредсказуемыми...»

13января с Умиды Ахмедовой взята подписка о невыезде. Корреспондент «СП», к сожалению, не смог с ней связаться, но на сайте издания «Фергана.Ру» появилось небольшое интервью с Умидой, в котором она заявила, что следователь Мирабадского РОВД города Ташкента капитан Нодир Ахмаджанов сообщил ей, что по инициативе Узбекского агентства по печати и информации против всех авторов, сотрудничавших с «Гендерной Программой Швейцарского посольства» в создании ряда книг и фильмов возбуждено уголовное дело по факту клеветы и оскорбления узбекского народа. Следователь объяснил Умиде Ахмедовой, что дело против нее открыто на основании заключения неких экспертов из Ташкентской городской прокуратуры, признавших фотоальбом «оскорблением и клеветой на узбекский народ».

Как удалось выяснить корреспонденту «СП», эксперты по уголовному делу это - С. Шарипов и О. Шковородюк, специалисты по делам религии; Г. Нарзуллаев и А. Акмалов, главные специалисты центра пропаганды и духовности и психологи Р. Хикматулаева и Р. Расулева.

Сам же документ с трудом поддается комментариям с точки зрения здравого смысла. Впрочем, судите сами (перевод с узбекского).

«В фотальбоме «Женщины и мужчины от рассвета до заката» представлены 111 фотографий Умиды Амедовой. Предисловие к книге написала кандидат исторических наук Нодыра Азимова. Автор предисловия рассматривает фотографии в альбоме с точки зрения гендера. Так же она останавливается на национальном обряде узбеков и таджиков «келин-салом»...

Из досье «СП»:

Келин-салом - составляющая свадебного обряда, дословно переводится: «невеста, здравствуй». На второй день после свадьбы, еще до рассвета, жених покидает молодую невесту (келин) и уходит к друзьями на весь день, отмечать торжество в узком кругу. А в его дом тоже с раннего утра съезжаются родные, близкие и соседи. Женщины приходят все, а мужчины - только из числа близких родственников жениха. Невестка-сноха, наряженная в расшитую золотом одежду, демонстрирует гостям свое приданое и одновременно принимает подарки и благословения. Она обязана приветствовать каждого низким поклоном - сначала родителей мужа, затем всех остальных. Все это время кто-то из родственниц поет импровизированные частушки персонально для каждого гостя. За каждый поклон невестка получает благословение и подарок, а потом дарит что-нибудь в ответ: платок, красивое полотенце, молельный коврик... Келин салом - не последний обряд, знаменующий начало супружеской жизни, мероприятия следуют одно за другим целый год.

«По ее мнению (фотохудожницы. - прим. «СП»), - написано в документе, - невеста, которая входит в новую семью, поклоняется от мала до велика всем членам семьи, вплоть до маленького ребенка. Она вынуждена подчиниться патриархальному укладу своей новой семьи.

Наш великий обычай - наша великая ценность, о которой мечтают все девушки, а невестки с гордостью исполняют этот удивительный обряд - «келин-салом». Так оценивать наш обряд - это ни в какие рамки не лезет!..

В альбоме 90% фотографий снято в отдаленных, отсталых кишлаках и цель авторов показать тяжелую сторону жизни... Смотря на данные фотографии, убеждаешься в вышесказанном.

Кроме того, во многих фотографиях с удивлением убеждаешься, в каких отсталых условиях люди живут в кишлаках отражено на этих страницах. Умида Ахмедова наши национальные обряды «никох» и «суннат-туй» (обрезание. - «СП») изображает в темных тонах...

Или, например, плачущая девушка прощается с отцом... Или вот на 41 стр. - руки невесты, стоящей очень неуверенно, а рядом с ней кулак жениха. На первый взгляд обе фотографии кажутся обычными. Но через эти две фотографии, фотограф хочет сказать, что девушка, выйдя замуж, полностью потеряла свободу и плачет, прощаясь с отцом. В Европе невесты, выходя замуж, не плачут, потому что у них нет этих чувств. Поэтому любой западный человек, посмотрев на эту фотографию, однозначно подумает, что в Узбекистане девушки выходят замуж насильно, поэтому плачут.

Автор критически смотрит на обрезание. На эту тему 4 фотографии идут друг за другом.

Сначала мальчик, которому делают обрезание, стоит (68 стр.), потом (69 стр.) ему дают денег, далее полуголый плачущий мальчик, держащийся за отца (70, 71 стр.)... Это очень жестокое зрелище...»

Эксперты из всего сказанного делают однозначный и безапелляцияонный вывод, который будто дубина обрушивается на голову фотографа, по их авторитетному мнению, автор хочет показать узбекский народ... варварами. Не больше и не меньше.

И еще из выводов экспертов:

«Когда листаешь альбом приходишь к мысли, зачем пришли люди в этот мир - только страдания, труд, печаль (115,118 стр.) На самом деле цель фотографа такая: она старается хоть искусственно показать гендерные проблемы в Узбекистане. Женщины заняты только повседневными заботами и тяжелым трудом. А мужчины в основном (56, 57, 59, 60, 61, 68 стр.) заняты петушиными боями, пловоедством и развлечениями...»

«Открывая альбом, мы видим отражение женщины с фотоаппаратом красящей волосы, догадываешься, что это - автор. Обычно женщины такие моменты скрывают от чужих глаз....»

«Жизнь показана очень некрасиво. Иностранец, не видевший Узбекистан, ознакомившись с альбомом, придет к выводу, что это страна, где люди живут в средневековье...»

«Символична фотография детей в глиняных горшках - тандырах. Патриархальные и традиционные отношения в семье втискивают мальчиков и девочек в коконы гендерного неравенства, из которого можно выбраться лишь разломав тандыр...»

В результате всего этого против художника и возбуждено уголовное дело по статьям 139 («Клевета») и 140 («Оскорбление»), предусматривающее исправительные работы от двух до трех лет или арест до шести месяцев.

Умида Ахмедова рассказала, что в первый раз ее вызвали в милицию 17 ноября 2009 года, то есть примерно через два года после издания альбома. Капитан Нодир Ахмаджанов по телефону пригласил ее в Мирабадский РОВД для дачи свидетельских показаний. В течение двух часов он задавал вопросы, касающиеся участия Ахмедовой в издании фотоальбома, а также съемок фильмов «Мужчины и женщины: в обрядах и ритуалах» и «Бремя девственности».

- Он даже не знает, что такое «этнография», - сообщила «Фергане.Ру» Умида Ахмедова. - Я ему сказала, что занимаюсь «этнографией». Он спрашивает: «А что это такое?» Я говорю: «В своем творчестве я в основном интересуюсь жизнью народа с этнографической точки зрения. Снимаю народные обряды, традиции, свадьбы. В чем тут клевета?». Вопрос остался без ответа...

Следующий разговор с капитаном милиции Нодиром Ахмаджановым состоялся 16 декабря. Следователь заявил, что, так как Умида Ахмедова является автором фотоальбома, то переводится из разряда свидетелей в разряд подозреваемых, после чего велел ей искать адвоката.

Справка «СП»:

Умида Ахмедова - родилась в городе Паркенте Ташкентской области. Выпускница кинооператорский факультет ВГИКа, первая женщина-кинооператор в Узбекистане. Сняла не менее десятка фильмов. К середине 1990-х годов занялась исключительно фотографией. В 2004-м получила Гран При в номинации «Современная фотография Центральной Азии» на конкурсе Интер-Пресс-Фото России. В 2006 году прошла ее персональная фотовыставка в Копенгагене.