Время одиноких стрелков: о терроризме

На модерации Отложенный

Когда год назад Андерс Брейвик расстрелял 69 человек в молодежном лагере на острове Утёйя в Норвегии, один мой знакомый, много лет профессионально занимавшийся борьбой с терроризмом, мрачно прокомментировал: «Пришло время одиноких стрелков».

Он оказался прав. Прошел год, и американец Джеймс Холмс устроил шутинг в кинотеатре провинциального города Аврора, штат Колорадо. Он убил 12 человек и ранил еще 58 - гораздо меньше, чем Брейвик, но у Холмса явно была слабее стрелковая подготовка, что, к счастью, сказалось на результате. Холмс вообще похож на типичного фрика: он красил волосы в красный цвет, называл себя Джокером, а на сайтах знакомств, где у него было множество аккаунтов, первым делом интересовался у своих потенциальных подруг, будут ли они навещать его в тюрьме. Но ведь и Брейвик в свое время любил сняться «для истории» в костюме тамплиера.

Совпадений в этих двух историях много (начиная с дат - 22 июля 2011 года и 20 июля 2012 года) и заканчивая оружием - Брейвик был вооружен пистолетом Glock-34 и карабином RugerMini-14, Холмс - всё тем же Glock и полуавтоматической винтовкой AR-15 (более мощным и скорострельным оружием, чем карабин Брейвика, но в целом аналогичным). Брейвик заминировал машину в центре Осло (и убил еще восемь человек), а Холмс напичкал взрывчаткой свою квартиру (если бы эта закладка сработала, погибли бы десятки жителей его дома). Все эти совпадения, разумеется, случайны. Но само явление «человека с ружьем», что в молодежном лагере левой партии, что в переполненном зале кинотеатра, становится знаком времени.

Разумеется, одиночки стреляли и раньше - достаточно вспомнить стоматолога Баруха Гольдштейна, устроившего бойню в Пещере Патриархов в 1994 году. И не только стреляли, но и взрывали бомбы (Тимоти Маквей) или рассылали взрывные устройства по почте (Тед Качинский по прозвищу Унабомбер). Но то были лишь предтечи нынешних одиноких стрелков - Брейвика, Мохаммеда Меры, Джеймса Холмса. (Кощунственно использовать библейский термин «предтеча» в таком контексте, но ведь в программном документе Брейвика, «2083», знаменитый «Манифест Унабомбера» цитируется целыми страницами.)

Речь идет уже о возникновении целой традиции - традиции террористов-одиночек, бросающих вызов окружающему их миру. Традиции, в которой есть свои ценности, свои ритуалы и, естественно, хорошо проработанный образ врага.

Брейвик спасал Норвегию от захвата «мультикультурными силами» и грозящих его соотечественникам «этнических чисток».

Мохаммед Мера, «тулузский стрелок», мстил за убитых палестинских детей.

Какова была мотивация Джеймса Холмса, пока сказать трудно. Может быть, он просто не любил Бэтмена.

Губернатор Колорадо Джон Хиккенлупер, хотя и назвал Холмса террористом, дал понять журналистам, что не видит в его действиях политической подоплеки. «Он не был террористом в политическом смысле, но по каким-то извращенным причинам, которых мы даже не можем себе представить, он хотел сеять ужас в сердцах людей, то есть творить террор», - пояснил губернатор. А ФБР поспешило успокоить общественность, заявив, что Холмс не связан с террористами (какими?).

С одной стороны, в этом вроде бы есть резон. Ну какой из 24-летнего аспиранта-нейробиолога террорист?

В представлении большинства добропорядочных людей террорист - это либо обмотанный взрывчаткой шахид, который стремится попасть на небеса, вкушать шербет в компании вечно юных гурий, либо суровый профессионал, за плечами которого - годы специальной подготовки и мощная идейная база (чаще всего троцкистская).

И потом, терроризм - это же сети, ячейки, пароли, адреса и явки. Это сообщники, братья по борьбе или хотя бы единомышленники.

А стрелок-одиночка - это явление, хорошо знакомое американцам (шутинги в школах и университетских кампусах случаются регулярно), но к политике отношения не имеющее. Иногда, правда, такие одиночки стреляют в президентов, и тут уж без политики не обойдешься. Но тайна Освальда ушла в могилу вместе с ним, а стрелявший в Рейгана Хикли-младший всего лишь пытался произвести впечатление на девушку своей мечты.

Но не стоит обманываться: Брейвик, Мера и Холмс - это террористы новой волны.

Это люди, которые не связаны с террористическим подпольем и поэтому неизвестны осведомителям спецслужб (а использование осведомителей - наиболее эффективный способ борьбы с терроризмом). В наше время идеологически мотивированный одиночка может спланировать и осуществить акцию, для которой прежде потребовались бы усилия целой организации. В этом ему помогают как неуклонное совершенствование огнестрельного и иного оружия, так и прогресс в сфере средств связи и информации. Именно эти одиночки будут определять лицо терроризма в ближайшие годы.

Разумеется, классический исламский терроризм с его взрывающими автобусы, метро и самолеты шахидами-смертниками никуда не исчезнет (недавний теракт в Бургасе тому подтверждение). Но этому терроризму, опирающемуся на систему религиозной подготовки в ваххабитских медресе и достаточно отсталому в техническом плане, будет противостоять индивидуальный высокотехнологичный террор Запада.

Помимо всего прочего, это означает, что в самое ближайшее время мы столкнемся с новыми формами террора, вовсю использующими достижения современного hi-tech- общества: шутинги и взрывы будут предваряться кибератаками, а одиночки, расстреливающие толпу, будут облачены в фантастическую амуницию героев голливудских боевиков (Джокер-Холмс, например, явился в кинотеатр в бронежилете и шлеме с прозрачным забралом).

Этот террор не обязательно будет направлен на выходцев из стран третьего мира: на Утёйе погибли не только иммигранты, а в кинотеатре Авроры наверняка было немало WASP. Напротив, «тулузский стрелок» Мохаммед Мера убивал в основном предателей своей расы -офицеров Иностранного легиона, арабов по происхождению. И это, возможно, очень важная черта террористов-одиночек нашего времени: они бьют по своим, чтобы чужие боялись. Они мстят за отступление от традиций. Они ведут войну с обществом, потому что общество, по их мнению, предало свои собственные ценности.

Вполне возможно, что рано или поздно такие мстители появятся и у нас, в России. И никакой запрет на продажу огнестрельного оружия не станет им помехой (скорее наоборот - если бы у кого-то на Утёйе было с собой оружие, Брейвик вряд ли дожил бы до суда). Мир входит в новую эпоху, эпоху одиноких стрелков, и Россия вряд ли станет исключением.

К этому нужно быть готовыми.