Pussy Riot обвинили в бесовщине

К концу второго дня рассмотрения дела Pussy Riot по существу в суде успели зачитать обвинительное заключение, которое адвокаты панк-феминисток назвали позором, и допросили девять потерпевших, многие из которых обвиняли участниц группы в бесовщине.

Второй день подряд без перерыва - если не считать нескольких часов на сон - в Хамовническом суде Москвы рассматривают дело панк-феминисток Pussy Riot, обвиняемых по статье «Хулиганство» за танец в храме Христа Спасителя.

Процесс вызвал ожидаемый ажиотаж среди журналистов: в коридорах доходило до рукопашной, когда борьба шла за место в зале заседаний, а приставы и пресс-секретарь суда жаловались, что представители СМИ «плохо утрамбовываются» в помещение. Разрешению ситуации помогали спецназовцы с автоматами.

За последние два дня, когда работа суда не прекращалась с 10 утра и до 10 вечера, успели лишь зачитать обвинительное заключение и опросить потерпевших. Напомним, пять женщин в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве, надев маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря провели «панк-молебен» под названием «Богородица, Путина прогони». Видеоролик с выступлением был выложен в интернет. В настоящее время арестованы три предполагаемые участницы акции - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич.

Факт исполнения плясок на амвоне они подтверждают, однако с обвинением не согласны. Группа настаивает, что их акция носила общественно-политический характер и не имела отношения к христианству. Надежда Толоконникова даже сказала, что Pussy Riot признают «этическую провинность» в выступлении в храме Христа Спасителя. Тем не менее, по мнению прокуратуры, участницы группы Pussy Riot «нанесли значительный урон священным ценностям христианского служения» и совершили хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Теперь им грозит до 7 лет лишения свободы.

Наибольший интерес у участников процесса вызвало само обвинительное заключение, которое, следуя УПК, пришлось зачитать трижды, посему оно надолго отпечаталось в сознании слушателей. Написано оно довольно красочно, в частности, там говорится, что Толоконникова, Алехина и Самуцевич решили причинить «столь весомые страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям», чтобы «спровоцировать волнение среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы, представления о справедливости, добре и зле». Более того, акция Pussy Riot, по мнению прокуратуры, была призвана заставить верующих «искать возможности каких-либо ответных действий, создать предпосылки для организации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутренние предпочтения другим религиозным направлениям». То есть Толоконникова, Самуцевич, Алехина и другие неустановленные участники «кощунственно унизили многовековые устои» РПЦ.

Но на этом панк-феминистки с чулками на голове не успокоились: согласно обвинению, они решили нанести еще более «глубокие духовные раны» православному сообществу, потому и бросили одежду перед дверьми, ведущими в алтарную часть храма и «символизирующую врата рая».

Мария Алехина, когда ее спросили, понимает ли она, в чем ее обвиняют, честно ответила, что не понимает. «У вас же высшее образование!» - удивилась судья. Более сообразительными оказались защитники Pussy Riot. Они потребовали пересмотра обвинительного заключения по существу, потому что в таком виде рассматривать его в судебном заседании - просто позорно.

«Оно написано литературно-юридическим языком, изобилует эпитетами, которые не отражают факты, а отражают отношение того, кто составлял текст. То, что написано в этом обвинительном заключении - это полнейший правовой нигилизм», - уверен адвокат Марк Фейгин. Коллеги поддержали его, заявив, что такое обвинение в средневековом стиле - это «оскорбление для всей системы правосудия в целом». Однако судья не удовлетворила их ходатайства о пересмотре, как и не согласилась на самоотвод, хотя защитники Pussy Riot дважды этого требовали.

Таким образом, танец Pussy Riot в разноцветных чулках на амвоне ХХС прокуратура называет «осознанной и тщательно спланированной акцией по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

С таким обвинением пришлось согласиться, и суд перешел к допросу потерпевших. Их оказалось девять - по три на каждую панк-феминистку в «аквариуме». Все они являются сотрудниками храма Христа Спасителя: свечница, алтарники, охранники, электрик. Все они перенесли равные моральные страдания и душевные муки, если судить по их словам.

«Бесовские дрыганья», - заявила служительница храма Любовь Скологорская. Она считает «панк-молебен» преступлением, за которое следует адекватно наказать, чтобы «больше никогда не захотелось такого совершить, было бы страшно». Сам танец напомнил Скологорской ведьминский шабаш. Алтарник Василий Цыганюк тоже назвал танец «бесовскими скачками». Адвокат Василий Полозов попытался выяснить, встречал ли Цыганюк бесноватых в храме и танцевали ли они, но внятного ответа не получил. Тогда он попросил алтарника оценить, насколько бесноватыми кажутся ему Толоконникова, Алехина и Самуцевич. «Я снимаю этот вопрос! Потерпевший не доктор и не может поставить диагноз!» - заявила судья Сырова.

Охранник храма Христа Спасителя Сергей Белоглазов, к слову, перенес настолько глубокие страдания, что уже два месяца не может выйти на работу: все в храме напоминает ему о кощунстве. А Татьяна Аносова, которая занимается сбором пожертвований в храме, в течение нескольких дней потом постоянно «ошибалась с деньгами».

Обвиняемые женщины просили прощения за свои действия у каждого потерпевшего. Получалось это с переменным успехом. Например, алтарник Павел Железов, после консультации с адвокатом, - не простил. Многие же личное прощение даровали, однако посоветовали обратиться с покаянием к Богу и суду. А заместитель главного энергетика храма Христа Спасителя Сергей Виноградов предложил свое решение: высечь себя веригами или уйти в монастырь. Под конец Мария Алехина обнаружила в материалах дела полное совпадение показаний потерпевших, вплоть до грамматических ошибок, однако сами потерпевшие большой беды в этом не видят.

Хамовнический суд распахнет двери перед участниками процесса Pussy Riot завтра в 13.00 МСК. Предстоит допросить еще 10 свидетелей обвинения. А свидетелей защиты суд вызывать не стал. Точнее, необходимости вызова повестками в зал заседания патриарха Кирилла, художников, специалистов по современному искусству и прочих экспертов суд не обнаружил. Однако судья Сырова пообещала допросить всех, если защита «приведет их сама».